Существенную роль в этнопедагогической подготовке будущего учителя играет курс «Мировая художественная культура», цель которого воспитание студентов через приобщение к духовной культуре человечества, установка на осознание единства общечеловеческого и национального самосознания человека объекта культуры. Курс «МХК» включает в себя пять разделов: первобытная культура; культура ранних цивилизаций; европейская культура; культура XX столетия. алтайская культура; Алтайская культура дана в программе отдельным разделом. Для понимания развития алтайской культуры становится проблема взаимоотношения западных и восточных корней культурного развития России, обоснование характера проводимых преобразований экологокультурологической и этнопедагогической позиции. У будущих учителей национальной школы углубляется понимание того, что целые народы и поколения обогащаются, постигая культуру других народов, многих ушедших поколений. Из века в век происходит умножение духовных ценностей, а сам факт появления новой ценности есть по существу факт огромного социального и культурного значения в масштабе нации, народов, стран, в масштабе всего человечества. В этом смысле о педагогической культуре любого из народов можно сказать как о факте мировой культуры, как о феномене мировой цивилизации. Национальная «культура складывается веками, собирает по крупице духовные ценности каждого поколения, отсеивая и совершенствуя их содержание и форму» [35, с. 6-7]. В цикле курсов психолого-педагогических дисциплин важное место отводится «Введению в педагогическую деятельность». Изучение |
Кроме того, в порядке осуществления экспериментального коллектива проходится авторская тема «Древние языческие верования чувашей». Экспериментальная работа педагогов, в нее включенных, показала, что такая структура курса в сжатый срок обучения позволяет рассмотреть основные закономерности формирования и развития религиозной культуры, легко переходить от прошлого к настоящему и обратно, сформировать целостное представление о религиозной истории и культуре, позволяющее интегрировать полученные знания в единую картину. Исследование показало, что все темы курса будущим учителям интересны, каждая по-своему носит обучающий, просвещающий характер, создают возможность заняться творческой, исследовательской работой, привлечь к занятиям материал исторический, краеведческий, литературный. Именно через эти занятия происходит приобщение студентов к нашей «национальной культуре, более глубокое знакомство с культурой восточной и европейской» [38, С.32]. Интересно проходят занятия при изучении древнейшего литературного и исторического памятника Библии. Будущие учителя начальных классов национальной школы не только знакомятся с ней, но и более глубоко осознают ее связи с литературой, историей, мировой культурой, искусством. Гораздо больше можно понять в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого, зная сказания о блудном сыне, законы Моисея, угрозы пророков, проповеди Иисуса Христа, имея представления о посланиях Павла, приключениях Товии, мучительных вопросах Иова или истории Сусанны и старцев. Положительную роль в этнопедагогической подготовке будущего учителя играет курс «Мировая художественная культура», цель которого воспитание студентов через приобщение к духовной культуре человечества, установка на осознание единства общечеловеческого и национального самосознания человека объекта культуры. Мировая художественная культура направлена на то, чтобы закрепить в сознании будущих учителей истину, что суть искусства и культуры в человеческом отношении по всем явлениям жизни. Курс ставит акцент не, прежде всего «на понимании некоторых исторических связей, а на понимании личной своей связанности с культурой» [38, С.28], то есть, отношенческие проблемы выходят на первый план. Курс «МХК» включает в себя пять разделов: первобытная культура; культура ранних цивилизаций; чувашская культура; европейская культура; культура XX столетия. В данном предмете все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся ряд, поэтому «изучение истоков и первоначального развития культуры необходимо не только с позиции гносеологии, но и как весьма важное практическое руководство» [107, С.104] для понимания настоящего и заключения о будущем. Чувашская культура дана в программе отдельным разделом. Для понимания развития чувашской культуры становится проблема взаимоотношения западных и восточных корней культурного развития России, обоснование характера проводимых преобразований эколого-культурологической и этнопедагогической позиции. Изучая культуру своего народа, региона в контексте мировой, будущие учителя национальной школы постигают понятие красоты и регионального своеобразия предметного и духовного мира предков, особенности восприятия и отражение ими окружающего мира. Происходит обращение к народному опыту воспитания, к мудрости народной педагогики как к традиционной педагогической культуре особого типа. Это позволяет студентам унаследовать его основы, понять принципы взаимодействия всех типов традиционной педагогической культуры в системе национальной и мировой культуры. Регион Поволжья этнически неоднороден. Только при постижении сущности другого народа, взаимораскрытии может происходить взаимоуважение народов и обретение духовного единства высшего порядка. Так, у будущих учителей начальных классов национальной школы углубляется понимание того, что целые народы и поколения обогащаются, постигая культуру других народов, многих ушедших поколений. Из века в век происходит умножение духовных ценностей, а сам факт появления новой ценности есть по существу факт огромного социального и культурного значения в масштабе нации, народов, стран, в масштабе всего человечества. В этом смысле о педагогической культуре любого из народов можно сказать как о факте мировой культуры, как о феномене мировой цивилизации. Национальная «культура складывается веками, собирает по крупице духовные ценности каждого поколения, отсеивая и совершенствуя их содержание и форму» [69, С.6-7.]. Вопросы этнопедагогической подготовки учителя национальной школы освещаются в курсе «Иностранные языки». Учебные занятия по английскому и немецкому языкам имеют ясно выраженную этнопедагогическую направленность. Иностранный язык представляет студентам возможность приобщаться к культуре страны изучаемого языка, познакомить их не только с ее историей, географией, литературой, наукой и искусством, но и с бытом и образом жизни ее народа, традициями, обычаями, жизнью и деятельностью представителей разных слоев ее населения. Постижение культуры другого народа помогает лучше и полнее осознать и понять свою национальную культуру. Обучение же английскому и немецкому языкам не только как новому средству выражения и восприятия мыслей, но и как источнику све |