Проверяемый текст
Харитонов, Михаил Григорьевич; Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы (Диссертация 1999)
[стр. 159]

проявляется уровень названных умений.
Практика позволяет накопить будущим учителям богатый эмпирический
этиопедагогический материал, который они собирали в процессе наблюдения уроков, поведепия детей вне учебных занятий.
Этот фактический материал играет роль критерия (пусть недостаточно точного, но на данном этапе весьма полезного) для оценки полученных теоретических представлений, утверждения или
опровержение содержания сформировавшихся на самом обогащенном уровне этнопедагогических понятий, помогает индивидуализации процесса их развития.
Курс «Психология человека» в этнопедагогической подготовке будущего учителя построен так, чтобы студенты непременно рассматривали вопросы этнопсихологии: история этнопсихологических знаний; сущность национальной психологии; взаимосвязь черт национальной и классовой психологии; характер влияния различных формирующих факторов на национальную психологию; свойства, функции и механизмы проявления национальнопсихологических особенностей; области проявления национально-психологических особенностей.
Ниже кратко осветим ряд этих вопросов.
При изучении вопроса «История этнопсихологических знаний» студенты знакомятся со взглядами ученых разных времен на психологию народа.

Например, Ш.
Монтескье, живший в XVIII в., считал «дух народа» производным от географических условий.
Представители
биологизаторского направления второй половины XIX века переносили законы жизни животного мира на человеческое общество, Л.
Штейиталь и С.
Лацариус разработали теорию «народного духа», который они понимали как некую таинственную субстанцию.
Вильгельм Вундт написал десятитомный труд под названием «Психология народов», где он высказывал мысль о том, что «душа» народа
[стр. 262]

русмых на данном этапе, начинается первичное обогащение содержания этнопедагогическими фактами.
В ходе семинарских занятий у студентов формируется умение давать собственную оценку этнопедагогическим фактам и явлениям.
Эти умения, а также усвоение понятий контролируется в ходе зачета, но центральное место занимает оценка самостоятельных работ-рефератов, в которых в полной мере проявляется уровень названных умений.
Практика позволяет накопить будущим учителям богатый эмпирический
этнопедагогический материал, который они собирали в процессе наблюдения уроков, поведения детей вне учебных занятий.
Этот фактический материал играет роль критерия (пусть недостаточно точного, но на данном этапе весьма полезного) для оценки полученных теоретических представлений, утверждения или
опровержения содержания сформировавшихся на самом обобщенном уровне этнопедагогических понятий, помогает индивидуализации процесса их развития.
Курс «Психология человека» в этнопедагогической подготовке будущего учителя построен так, чтобы студенты непременно рассматривали вопросы этнопсихологии: история этнопсихологических знаний; сущность национальной психологии; взаимосвязь черт национальной и классовой психологии; характер влияния различных формирующих факторов на национальную психологию; свойства, функции и механизмы проявления национальнопсихологических особенностей; области проявления национально-психологических особенностей.
Ниже кратко осветим ряд этих вопросов.
При изучении вопроса «История этнопсихологических знаний» студенты знакомятся со взглядами ученых разных времен на психологию на


[стр.,263]

рода.
Например, Ш.Монтескье, живший в XVIII в., считал «дух народа» производным от географических условий.
Представители
биологьзаторского направления второй половины XIX века переносили законы жизни животного мира на человеческое общество.
Л.Штейнталь
и С.Лацариус разработали теорию «народного духа», который они понимали как некую таинственную субстанцию.
Вильгельм Вундт написал десятитомный труд под названием «Психология народов», где он высказывал мысль о том, что «душа» народа
проявляется в его языке, мифах, обычаях, нравах.
Г.Лебон разработал теорию подражания, а В.Макдугалл дополнил ее концепцией инстинктов социального поведения.
Для многих ученых-этнопсихологов начала XX века был свойственен психоаналитический подход, основывающийся на теории 3.
Фрейда.
Затем появились теории «основной» и «модальной» личности.
На основе последней в 50-80-е годы были проведены исследования национально-психологических особенностей различных народов, и в настоящее время западная этнопсихология имеет достаточный банк данных о специфических чертах психического склада многих народов мира [148, С.22-23].
Будущие учителя изучают также этнопсихологические работы Агеева B.C., Бромлея Ю.В., Волкова Г.H., Гаврилова В.А., Дробжиевой Л.Н., Душкова Б.А., Кон И.О., Королева С.И., Куликова И.Д., Ладанова И.Д., Резникова Е.Н., Шихирева П.Н.
и др.
В их трудах студенты видят, что в них ставятся конкретные задачи по изучению психического склада представителей различных народов, разрабатываются и применяются новые методы, валидные для этнопсихологии, развивается методологическая база и понятийный аппарат.
На этой основе у будущих учителей национальной школы складываются устойчивые формы анализа национальнопсихологических особенностей представителей различных народов мира, пополняется банк данных о их психологической специфике, проявляющейся в различных областях жизнедеятельности.

[Back]