Не менее важной была также разработка методики использования этнопедагогического материала, при этом учитывались психологопедагогические особенности учащихся и их уровень воспитанности. Подготовка и проведение таких уроков проходило на практических занятиях по дидактике. При этом прогностические модели занятий включали такие этапы: тщательный анализ темы с точки зрения возможности использования памятников народной педагогики; составление плана-конспекта урока; моделирование данного урока; анализ проведенного урока. По курсу «Педагогические теории, системы» будущими учителями рассматриваются следующие вопросы: воспитательные методы традиционной педагогической культуры; народные формы и методы сплочения коллектива; нравственный этикет народа и их общечеловеческая значимость; народное трудовое воспитание; эстетический идеал народа и пути его формирования; традиционные народные игры и праздники; народный опыт воспитания детей. Сочетание материалов лекций, семинарских и лабораторных занятий с этиопедагогическими знаниями, умениями и навыками способствуют повышению интереса будущих учителей к предмету «Педагогические теории, системы, технологии», налаживает связь процесса их обучения с жизнью, студенты лучше осознают нравственную ценность и духовную культуру народа. На всех видах занятий с особой важностью рассматриваются значение и опыт народного воспитания, накопленный веками и обогащенный научными исследованиями. Студентам даются теоретические этнопедагогические знания и практические умения о народных обычаях, обрядах и традициях, которые способствуют |
После тщательного анализа учебников и программ в нашей опытной работе будущие учителя пришли к выводу, что имеются большие возможности для того, чтобы связать каждую тему учебного предмета с традиционной педагогической культурой. В решении этой задачи студенты шли двумя путями: а) через отбор содержания этнопедагогического материала; б) через методическое решение урока. Подбираемый этнопедагогический материал для использования в учебном процессе был взят из дополнительных источников: сборников пословиц, поговорок, загадок, народных праздников, народных игр и т.д. Во-вторых, не менее важной была также разработка методики использования этнопедагогического материала, при этом учитывались психолого-педагогические особенности учащихся и их уровень воспитанности. Подготовка и проведение таких уроков, т.е. моделирование проходило на практических занятиях по дидактике. При этом прогностические модели занятий включали такие этапы: тщательный анализ темы с точки зрения возможности использования памятников народной педагогики; составление плана конспекта урока; моделирование данного урока; анализ проведенного урока. По курсу «Педагогические теории, системы, технологии» будущими учителями рассматриваются следующие вопросы: воспитательные методы традиционной педагогической культуры; народные формы и методы сплочения коллектива; нравственный этикет чувашей и их общечеловеческая значимость; народное трудовое воспитание; эстетический идеал чувашей и пути его формирования; традиционные народные игры и праздники; народный опыт воспитания детей. Сочетание материалов лекций, семинарских и лабораторных занятий с этнопедагогическими знаниями, умениями и навыками способствуют повышению интереса будущих учителей к предмету «Педагогические теории, системы, технологии», налаживает связь процесса их обучения с жизнью, студенты лучше осознают нравственную ценность и духовную культуру народа. На всех видах занятий с особой важностью рассматриваются значение и опыт народного воспитания, накопленный веками и обогащенный научными исследованиями. Студентам даются теоретические этнопедагогические знания и практические умения о народных обычаях, обрядах и традициях, которые способствуют формированию у них определенных нравственных качеств: трудолюбия, честности, справедливости, доброжелательности, дружелюбия, порядочности и человечности. Экспериментальное обучение и педагогический опыт показали, что использование в теоретической этнопедагогической подготовке будущих учителей таких видов научного поиска, как написание докладов, рефератов, позволили студентам почувствовать специфику традиционной педагогической культуры, развить творческие способности и самобытность мышления, систематизировать, углубить этнопедагогические знания. В курсе «Методика преподавания чувашского языка» наблюдается стремление преподавателей организовать занятия по чувашскому языку через исторический подход к систематизируемым знаниям. Это способствует более глубокому пониманию студентами истоков культуры национального языка и динамики его развития. Возвращение к истокам языка, осознание своей, отеческой, исторически сложившейся языковой индивидуальности бесконечно ценно для этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы. «Древний этнос многовековая культура, значительной частью |