Г. Н. Волков, считая подготовку учителя национальной школы как наиболее важную, подчеркивает: «Учитель национальной школы, независимо от национальной принадлежности, должен иметь энциклопедические знания о жизни того народа, с детьми которого предстоит ему работать в качестве воспитателя» [35, с. 28]. Поэтому знание этнопедагогики поможет выпускникам вуза глубже вникнуть и понять специфик}' традиционной культуры, исторического опыта воспитания народа, его идеалов и воззрений, в условиях которых происходит воспитание, развитее и социализация личности, формирование ее нравственных человеческих качеств. Введение спецкурса продиктовано необходимостью подготовки студентов к работе по применению в своей работе опыта народного воспитания, этого богатейшего материала, имеющего большой нравственно-воспитательный эффект. К. Д. Ушинский писал, что для того, чтобы достичь желаемой цели, необходимо опираться на систему воспитания, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Учет этих факторов значительно облегчает воспитание детей. Спецкурс «Этнопедагогика» должен стать логическим продолжением процесса формирования у студентов положительного отношения к педагогической деятельности как творческому процессу, начатому при изучении педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики, а также внеаудиторной работы. Данный спецкурс предполагает тесную связь со специальными предметами: филологией, этикой и эстетикой, религоведеиием и культурологией. Курс «Этнопедагогика» рекомендуется читать в восьмом семестре, после прохождения будущими учителями учебной педагогической практики в школе. Поэтому преподавателю, ведущему данный спецкурс, необходимо опираться не только на этнопедагогические знания студентов, но и на |
Семинарские занятия, проводимые в рамках нормативных курсов, дополненные и расширенные этнопедагогическим материалами, способствовали закреплению полученных в лекционном курсе знаний, расширению кругозора студентов, их приобщению к национальной системе воспитания. На семинарских занятиях, проводимых в малых группах, студенты готовили интересные материалы, используя национальную тематику. Так, например, при прохождении темы «Методы воспитания» были заслушаны рефераты о традиционной педагогике крестьянства, о значении факторов окружающей среды в воспитании (природа, сельский социум, труд крестьян и т.д.). Дисциплина «Педагогические технологии» позволила разработать студентам внеклассные мероприятия по этнопедагогической тематике: «Праздник Рождества», «Верования древних славян», «Пасха на Смоленщине» и многие другие. При изучении темы «Общение» был использован материал о русских национальных играх удивительном средстве общения наших предков. Наиболее важным звеном в формировании этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе стала разработка и внедрение в практику вуза спецкурса «Этнопедагогика с учетом регионального компонента». Сознавая, что одной из задач развития образования является национальнокультурное возрождение и использование традиционной педагогической культуры в развитии и саморазвитии личности школьника, разрабатывая спецкурс, мы исходили и того, что этнопедагогика есть самобытная, уникальная, высоконравственная ценность любого народа и ее внедрение в вузовскую и школьную практику как средства национального воспитания, будет благоприятствовать становлению будущего учителя. Г.Н.Волков, считая подготовку учителя национальной школы как наиболее важную, подчеркивает: «Учитель национальной школы, независимо от национальной принадлежности, должен иметь энциклопедические знания о жизни того народа, с детьми которого предстоит ему работать в качестве воспитателя» [19]. Поэтому знание этнопедагогики поможет выпускникам вуза глубже вникнуть и понять специфику традиционной культуры, исторического опыта воспитания народа, его идеалов и воззрений, в условиях которых происходит воспитание, развитие и социализация личности, формирование ее нравственных человеческих качеств. Введение спецкурса продиктовано необходимостью подготовки студентов к работе по применению в своей работе опыта народного воспитания, этого богатейшего материала, имеющего большой нравственно-воспитательный эффект. К.Д.Ушинский писал, что для того, чтобы достичь желаемой цели, необходимо опираться на систему воспитания, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды и обстоятельств. Учет этих факторов значительно облегчает воспитание детей. Особое внимание при изучении спецкурса уделяется решению следующих задач: вооружение знанием о народной педагогике; выработка умений и навыков по использованию национального опыта воспитания в учебно-воспитательном процессе сельской школы; ознакомление с передовым педагогическим опытом использования национального опыта воспитания в учебно-воспитательной работе школы; формирование этнопедагогической культуры будущего учителя. Спецкурс «Этнопедагогика» должен стать логическим продолжением процесса формирования у студентов положительного отношения к педагогической деятельности как творческому процессу, начатому при изучении педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики, а также внеаудиторной работы. Данный спецкурс предполагает тесную связь со специальными предметами: филологией, этикой и эстетикой, религоведением и культурологией. |