Проверяемый текст
Харитонов, Михаил Григорьевич; Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы (Диссертация 1999)
[стр. 172]

Известно, что для эффективной передачи социального опыта необходимо его теоретическое обобщение.
Как показывает практика, знакомство студентов с конкретными источниками народного воспитания не обеспечивает их полноценного использования в последующей работе с детьми.
В курсе «Этнопедагогика» сформулированы основные идеи, закономерности, принципы, методы, средства, понятия, источники алтайской народной педагогики.
С помощью этого курса формируется необходимая теоретическая база, обеспечивающая усвоение сущности народной педагогики и ее применение в современных условиях.
В процессе изучения специального экспериментального курса.
«Этнопедагогика»
студентам предстояло встретиться с большим потоком понятий и терминов из этнопсихологии, этнопедагогики, фольклористики, этнологии, социологии, культурологии, мировой художественной культуры, истории и др.
наук.
В связи с этим в тематическом планировании специального экспериментального курса «Этнопедагогика»
была предусмотрена тема «Понятийно-категориальный аппарат этнопедагогики», Основная цель темы занятия состояла в том, чтобы сформировать у студентов умение свободпо оперировать научными понятиями и терминами этнопедагогики и уметь составить этнопедагогический словарь по спецкурсу.
На практическом занятии будущие учителя познакомились с вариантом составления этнопедагогического словаря на основе приемов укрепления дидактической единицы
(УДЕ), а именно: совместность и одновременность изучения родственных знаний, прием противоположных объектов, явлений и процессов в единстве как диалектических частей целого.
Занятие со студентами состояло из двух частей.
В первой
части им предлагалось раскрыть содержание и установить взаимосвязь понятий: этнопедагогика, народная педагогика, этиопедагогическая эпистемия, этноиедагогическая аксиология, народное воспитание, традиционное воспитание, педагогическая культура, традиционная педагогическая
[стр. 288]

Изучение раздела «Введение» осуществлялось на основе включения студентов в процесс овладения первой вводной темой «Теоретические основы традиционной педагогической культуры».
Первый тип заданий был ориентирован на поиск и раскрытие сущности основных идей изучаемой проблемы.
Основная цель поиска как механизма этнопедагогической подготовки состояла в том, чтобы научить студентов находить источники, необходимые для уточнения основных понятий.
Так, будущим учителям предлагалось закончить предложения: этнопедагогика это народная педагогика традиционная культура воспитания ..., народная культура воспитания ..., народное воспитание ..., традиционное воспитание педагогическая культура ..., традиционная педагогическая культура ..., народная педагогическая культура ..., этнопедагогическая эпистемия ..., этнопедагогическая аксиология ...
Затем эти законченные предложения студенты сравнивали с научными определениями Г.Н.Волкова: «Этнопедагогика наука о народной педагогике, национальном своеобразии целей, содержания, процесса воспитания и развития личности, как гибридная наука связана с антропологией, этнологией, культурой, социологией психологией, этнопсихологией, фольклористикой» [69, С.6], «народная педагогика совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми» [51], «этнопедагогическая эпистемия этнопедагогическое познание, этнопедагогическая эпистемология этнопедагогическая теория познания, имеет ввиду выделение из совокупности воспитательных (педагогических) фактов педагогические идеи (знания)» [55], «этнопедагогическая аксиология теория воспитательных ценностей, обосновывающая педагогическое значение словесных средств воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве» [57], «народное воспитание объективно-закономерное явление народной жизни, назначение которого состоит в обеспечении преемственной связи поколений; осуществляется в соответствии

[стр.,292]

ческой подготовке учителя.
Студентам предлагалось предварительно познакомиться с дополнительной этнопедагогической литературой и выписать методы и средства народной педагогики.
Для этого ими использовались исследования Г.Н.Волкова «Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика чувашского народа», «Этнопедагогика», «Этнопедагогика чувашей», «Этническая педагогика», А.Ш.Гашимова «Азербайджанская этнопедагогика», Е.И.Сявавко «Украинская этнопедагогика в ее историческом развитии», С.Темуровой «Прогрессивные народные традиции в системе нравственного воспитания» и др.
Второй тип заданий ориентировал будущих учителей на умение оценивать значимость методов традиционной педагогической культуры в перспективе своей практической этнопедагогической деятельности.
Их впечатляет возможность использования в будущем в учебно-воспитательном процессе школы многообразия словесных мер воздействия: «увещевание, уговор, разъяснение, пояснение, объяснение, предостережение, предупреждение, просьба, поручение, поверье, наставление, назидание, пожелание, совет, завет, намек, укор, угроза, устрашение, зарок, запрет, повиновение, обвинение, благодарение, прощание, раскаяние, покаяние, благопожелание, благословение, заповедь, проповедь, завещание, клятва, проклятие» [69, С.27].
Третий тип заданий ориентировал студентов на формирование умений определять понятия средств народной педагогики.
К ним относятся: пестушки, скороговорки, заклинки, пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, запуки, стихи, заговоры, предания, былины, эпос.
По ним будущие учителя по выбору должны разработать внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов.
Это составляет четвертый тип заданий студентов.
В процессе изучения специального экспериментального курса «Этнопедагогика» студентам предстояло встретиться с большим потоком понятий и терминов из этнопсихологии, этнопедагогики, фольклористики, этнологии, социологии, культурологии, мировой художественной культуры, истории и др.
наук.
В связи с этим в тематическом планировании специального эксперимен


[стр.,293]

талъного курса «Этнопедагогика» была предусмотрена тема «Понятийнокатегориальный аппарат этнопедагогики».
Основная цель темы
занятая состояла в том, чтобы сформировать у студентов умение свободно оперировать научными понятиями и терминами этнопедагогики и уметь составить этнопедагогический словарь по спецкурсу.
На практическом занятии будущие учителя познакомились с вариантом составления этнопедагогического словаря на основе приемов укрепления дидактической единицы,
а именно: совместность и одновременность изучения родственных знаний, прием противоположных объектов, явлений и процессов в единстве как диалектических частей целого [337].
Занятие со студентами состояло из двух частей.
В первой
часта им предлагалось раскрыть содержание и установить взаимосвязь понятий: этнопедагогика, народная педагогика, этнопедагогическая эпистемия, этнопедагогическая аксиология, народное воспитание, традиционное воспитание, педагогическая культура, традиционная педагогическая культура, народная педагогическая культура, традиционная культура воспитания, народная культура воспитания, национальная культура, культура педагога, народ, нация, народность, традиция.
На основе приема противопоставления предлагалось также определить диалектическое единство понятий противоположных по значению, и определить их место в традиционной педагогической культуре: предки, поколение, воспитанник, опекун, наследник; патриотизм, интернационализм, национализм, шовинизм, расизм; традиция, обычай, ритуал, тотем, табу.
В связи с этим вторая часть практического занятая была посвящена организации работы по обучению будущих учителей умению составлять этнопедагогический словарь.
Следует отметить, что организация работы по составлению словарных статей по каждой теме каждого раздела специального экспериментального курса «Этнопедагогика» предполагала выполнение шести типов заданий, которые проиллюстрированы в таблице 18.
292

[Back]