Вопросам формирования этнопедагогической готовности как цели и результата управляемого процесса этнопедагогической подготовки учителя посвящен следующий параграф нашего исследования. 1.4. Этнопедагогическая готовность учителя к работе в национальной школе Современный учитель располагает широкими возможностями опираться в своей педагогической деятельности на традиционную педагогическую культуру, выраженную в материальной и духовной жизни этноса, отражающую эволюцию народных представлений о воспитании [19], этнопедагогику, изучающую педагогику этнической общности [23], составляющую часть общечеловеческой культуры воспитания. В связи с этим перед высшей педагогической школой стоят научные и практические задачи подготовки учителя как носителя и субъекта самобытной национальной этнопедагогической культуры, который владеет и богатым духовным опытом народа, знает свои корни, обычаи, культуру и исторические традиции народа. Подготовка будущего учителя к работе в национальной школе в русле этнопедагогической концепции воспитания требует четкого представления об особенностях работы национальной школы. Без знания этой специфики студентам трудно перенести полученные в институте теоретические знания и практические умения в конкретную обстановку педагогического коллектива. «Подготовка учителя, традиционно сложившаяся в педвузах, не обеспечивает решения этих задач на должном уровне, отмечает М. Г. Харитонов, и молодым учителям, начинающим работу в национальной школе, с большими трудностями приходится самостоятельно, в меру понимания и возможностей, приобретать необходимые знания и умения... Тем самым растягивается и усложняется адаптация молодых специалистов, |
1.2* Этнопедагогическая готовность учителя к работе в сельской школе Современный учитель располагает широкими возможностями опираться в своей педагогической деятельности на традиционную педагогическую культуру, выраженную в материачьной и духовной жизни этноса, отражающую эволюцию народных представлений о воспитании [21], этнопедагогику, изучающую педагогику этнической общности [30], составляющую часть общечеловеческой культуры воспитания. В связи с этим перед высшей педагогической школой стоят научные и практические задачи подготовки учителя как носителя и субъекта самобытной национальной этнопедагогической культуры, который владеет и богатым духовным опытом народа, знает свои корни, язык, обычаи, культуру и исторические традиции народа. Подготовка будущего учителя к работе в сельской школе в русле этнопедагогической концепции воспитания требует четкого представления об отличиях условий работы сельской школы от городской. Без знания этой специфики студентам трудно перенести полученные в институте теоретические знания и практические умения в конкретную обстановку педагогического коллектива. «Подготовка учителя, традиционно сложившаяся в педвузах, не обеспечивает решения этих задач на должном уровне, отмечал А.Е.Кондратенков, и молодым учителям, начинающим работу в сельской школе, с большими трудностями приходится самостоятельно, в меру понимания и возможностей, приобретать необходимые знания и умения... Тем самым растягивается и усложняется адаптация молодых специалистов, снижается качество их работы в первые годы, а во многом сказывается и на всей последующей работе учителя» [87]. Сельские школы в России находятся в специфических условиях, которые определяют ряд особенностей в их работе. В качестве основных отличительных черт сельской школы от городской исследователи, |