Проверяемый текст
Харитонов, Михаил Григорьевич; Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы (Диссертация 1999)
[стр. 79]

преломление общей и профессионально-педагогической культуры учителя в условиях этнопедагогической деятельности.
Педагогическая культура исследуется в двух аспектах: общем и индивидуально-личностном.
По поводу второго аспекта, который нас особенно интересует, Е.
В.
Бондаревская отмечает, что «в индивидуальноличностном плане мы рассматриваем педагогическую культуру как сущностную характеристику целостной личности педагога, представляющую собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения учителя»
[23, с.
13].
Она выделяет отличительные черты и компоненты педагогической культуры, к которым относятся «активная педагогическая позиция, широкий научнопедагогический кругозор, новое педагогическое мышление, высокая компетентность в сфере преподаваемых предметов, подлинный профессионализм в решении вопросов обучения и воспитания учащихся, творческое
отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию» [23, с.
19].
Исследователи определяют понятие «этнопедагогическая культура».
«Этнопедагогическая культура это интегральный показатель этнопедагогической деятельности учителя, включающий в себя подход к обучаемым с позиций гуманизации образования, мировоззренческую насыщенность преподавания, широкий психолого-педагогический кругозор, глубокие этнопедагогические знания и умения творчески применять их на практике, эмоционально ценностное отношение к объекту изучения, этнопедагогическую интуицию, свободу общения в процессе этнопедагогической деятельности и как итог этого рациональность, эстетичность и непринужденность решения этнопедагогических задач.
Этнопедагогическая культура представляет собой социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимание воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания.
[стр. 105]

нию будущего учителя прибавляется взаимопознание будущими учителями друг друга в этнопедагической деятельности.
Уровень сформированности этнопедагогической готовности характеризуется также степенью развития этнопедагогической культуры учителя начальных классов.
Последнюю можно рассматривать как преломление общей и профессионально-педагогической культуры учителя в условиях этнопедагогической деятельности.
О культуре специалиста в широком плане отмечает Н.Б.Крылова: «Культура специалиста как интегральный показатель творческого начала поведения и деятельности складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих.
Так, тезаурус и кругозор личности характеризуют ее познавательную емкость, интеллектуальный потенциал.
Диапазон интересов обеспечивает уровень духовных потребностей.
Мировоззрение обуславливает социальную направленность личностной культуры.
Умения и способности задают широту предметно-практического и теоретического опыта личности.
Понятые личностью нормы и освоенные методы деятельности регулируют поступки и действия.
Культура чувств, показывающая развитие и гуманистическую направленность эмоциональной сферы личности, определяет эмоциональную насыщенность ее поведения и деятельности» [147, С.
15].
Педагогическая культура исследуется в двух аспектах: общем и индивидуально-личностном.
По поводу второго аспекта, который нас особенно интересует, Е.В.Бондаревская отмечает, что «в индивидуально-личностном плане мы рассматриваем педагогическую культуру как сущностную характеристику целостной личности педагога, представляющую собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения учителя»
[27, С.
13].
Она выделяет отличительные черты и компоненты педагогической культуры, к которым относятся «активная педагогическая позиция, широкий научно-педагогический кругозор, новое педагогическое мышление, высокая компетентность в сфере преподаваемых предметов, подлинный профессионализм в решении вопросов обучения и воспитания учащихся, творческое


[стр.,106]

отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию» [27, С.
19].
Не вдаваясь в полемику по поводу деталей, используем рациональную сторону приведенных суждений в сочетании с собственным взглядом на предмет изучения и формулируем определение понятия «этнопедагогическая культура».
Этнопедагогическая культура это интегральный показатель этнопедагогической деятельности учителя, включающий в себя подход к обучаемым с позиций гуманизации образования, мировоззренческую насыщенность преподавания, широкий психолого-педагогический кругозор, глубокие этнопедагогические знания и умения творчески применять их на практике, эмоционально ценностное отношение к объекту изучения, этнопедагогическую интуицию, свободу общения в процессе этнопедагогической деятельности и как итог этого рациональность, эстетичность и непринужденность решения этнопедагогических задач.
Этнопедагогическая культура представляет собой социальнопедагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимание воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания.

В этнопедагогической культуре должна проявляться интеллигентность как необходимое качество личности учителя, «гуманистическое начало в противовес авторитарной педагогике, восприятие личности обучаемого как субъекта деятельности, а не только объекта воздействия» (В.А.Николаев).
Используя понятие «этнопедагогическая задача», мы отталкиваемся от общего представления о задаче, как таковой, и представления о задаче педагогической, чему посвящена обширная литература.
О задаче в общем плане писали преимущественно психологи А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.А.Балл, Г.С.Костюк, Л.М.Фридман, А.Ф.Эсаулов и др.
Ряд авторов рассматривают задачу как ситуацию, требующую определенного действия.
«Задача, говорит А.Н.Леонтьев, ситуация, требующая от субъекта некоторого действия» [161].
Близок к нему С.Л.Рубинштейн: «Соот

[Back]