В этнопедагогической культуре должна проявляться интеллигентность как необходимое качество личности учителя, «гуманистическое начало в противовес авторитарной педагогике, восприятие личности обучаемого как субъекта деятельности, а не только объекта воздействия» [99, с. 28]. Реализация важнейших целей этнопедагогической подготовки возможна, на наш взгляд, лишь на основе моделирования требуемых знаний, умений, личностных качеств учителя. В этом случае модель явится своеобразным ориентиром при построении содержания этнопедагогической подготовки студентов. В исследованиях Т. В. Анисенковой, Г. Н. Волкова, Е. В. Кузнецовой, Н. Е. Мажар, А. С. Шаалы подчеркивается, что содержание этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе состоит из взаимосвязанных внешними и внутренними отношениями мотивационноценностного, когнитивного и операционного блоков. [33;151;166]. Мотивационно-ценностный блок связан с мотивационно-ценностным отношением личности к этнопедагогической деятельности, когнитивный с теоретической готовностью, операционный с практической. Исследователи, выделяют следующие компоненты этнопедагогической готовности учителя: морально-психологический, теоретический, практический, технологический,этический [33;166;151]. Морально-психологическая готовность выражается в выполнении роли и функций учителя обладающего этнопедагогической культурой, в системе моральных и психологических установок на работу в национальной школе, в наличии мотивов в овладении и использовании этнопедагогических знаний в работе в национальной школе, в желании знакомиться с культурой русского народа, выступать в качестве носителя этой культуры для детей и включает в себя следующие знания, умения и личностные качества будущего учителя: понимание ценности и уникальности человека в субкультуре села; |
55 ■ш Реализация важнейших целей этнопедагогической подготовки возможна, на наш взгляд, лишь на основе моделирования требуемых знаний, умений, личностных качеств учителя. В этом случае модель явится своеобразным ориентиром при построении содержания этнопедагогической подготовки студентов. Содержание этнопедагогической готовности учителя к работе в сельской школе состоит из взаимосвязанных внешними и внутренними отношениями мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного блоков. Мотивационно-ценностный блок связан с митивационно-ценностным отношением личности к этнопедагогической деятельности, когнитивный с теоретической готовностью, операционный с практической. йИ Морально-психологическая готовность выражается в системе моральных и психологических установок на работу в российской сельской школе, в желании знакомиться с культурой русского народа, выступать в качестве носителя этой Щх культуры для детей и включает в себя следующие знания, умения и ^личностные качества будущего учителя: понимание ценности и уникальности человека в субкультуре села; уважительное отношение к прогрессивному опыту воспитания русского народа, его духовным воззрениям, понимание сущности сельского воспитания; ж знание психологических особенностей этноса; умение понимать, а не только видеть, т. е. адекватно моделировать личность ученика в этнопедагогической деятельности; умение выбирать поступок, отношение, соответствующее нравственнопедагогической норме. Научно-теоретический аспект этноготовности предполагает наличие системы научных профессиональных знаний. Теоретические знания составляют ггь ¡Ч у.:-«!:1 Й У Ч .•!; § £ фундаментальную основу этнопедагогической подготовки учителя, позволяющую ему не только анализировать имеющиеся факты, но и предвидеть возникновение и развитие новых фактов. 1 < : |