педагогическим ценностям народа; 3) овладение теоретическими знаниями в области этнопедагогики; 4) формирование умений применять эти знания в педагогическом процессе [5]. Этнонедагогическая подготовка, по его мнению, должна быть ориентирована на формирование социальной активности студента, готовности к принятию нового, профессионального мастерства учителя [5]. А. Г. Гмырин выделяет три этапа повышения качества этнопедагогической подготовки учителя: 1) мотивация необходимости овладения этнопедагогической культурой; 2) частичное введение отдельных элементов традиций в программу педагогических курсов и педпрактику; 3) разработка и апробация спецкурса [39]. М. М. Тхуго рассматривает этнопедагогическую подготовку студентов через ряд учебных дисциплин методического цикла: 1) введение в учебный план дисциплин, где изучаются отрасли хозяйства, прикладное художественное, музыкальное искусство народа; 2) формирование национального самосознания студентов через внедрение в содержание воспитательной деятельности прогрессивных традиций народа, его философии, культуры, воспитание в национальном стиле с учетом лучших народно-педагогических идей [150]. В работе А. Манонова исследована этнопедагогическая подготовка, привязанная к учебному процессу вуза: 1) усвоение знаний о прогрессивных традициях народной педагогики; 2) закрепление и углубление знаний на семинарах и лабораторных занятиях; 3) совершенствование педагогических умений во время практики; 4) изучение передового педагогического опыта; анализ и оценка результатов своей педагогической деятельности по возрождению народных традиций воспитания; 5) проведение исследовательской работы по использованию идей народной педагогики [83]. Понятие «этнопедагогическая подготовка» (как процесс) Ш. М-Х. Арсалиев использует для обозначения объекта своего исследования в рамках спецкурса «Этиопедагогика вайнахов» в педагогическом институте [8]. |
дагогических классов общеобразовательных школ, так и высших педагогических учебных заведений. 1.3. Содержание и структура этнопедагогической подготовки учителя национальной школы. Центральным понятием настоящего исследования является понятие «этнопсдагогическая подготовка». В обширной литературе по педагогике понятие «этнопедагогическая подготовка» отсутствует, хотя исследователи используют его в своих работах в том или ином контексте. Г.Н.Волков выступает с всесторонним обоснованием необходимости полноценной, качественной этнопедагогической подготовки студентов [67] и высказывает целый ряд соображений о составляющих системы этнопедагогической подготовки будущих учителей [69]. В.А.Николаев затрагивает данную категорию в связи с этнопедагогической культурой учителя [190], взаимосвязью и взаимоотношениями с этнопедагогической подготовкой [188]. А.С.Шаалы использует понятие «этнопедагогическая подготовка» в названии диссертационной темы и считает, что этнопедагогическая подготовка определяется содержанием преподавания народного этикета вкупе с сопутствующим спецкурсом [329]. Многократно употребляет понятие «этнопедагогическая подготовка» А.Алимбеков. Он рассматривает отдельные направления этнопедагогической подготовки учителя: 1) воспитание убеждения в жизненности традиций народной педагогики; важности совершенствования знаний в области народной педагогики; овладение приемами этнопедагогического осмысления современности; 2) формирование установки на усвоение этнопедагогических знаний, умений и навыков, понимание цели, задач, сущности приобщения к педагогическим ценностям народа; 3) овладение теоретическими знаниями в области этнопедагогики; 4) формирование умений применять эти знания в педагогическом процессе [3]. Этнопедагогическая подготовка, по его мнению, должна быть ориентиро вана на формирование социальной активности студента, готовности к принятию нового, профессионального мастерства учителя [Там же]. А.Г.Гмырин в нескольких словах поднимает вопрос о повышении качества этнопедагогической подготовки учителя. По его мнению, она осуществляется на основе трех этапов: 1) мотивация необходимости овладения этнопедагогической культурой; 2) частичное введение отдельных элементов традиций в программу педагогических курсов и педпрактику, 3) разработка и апробация спецкурса [80]. Как видно из работы, первый этап этнопедагогической подготовки будущего учителя реализуется во внеучебной деятельности студентов. Вторые и третьи этапы в процессе преподавания педагогических курсов, педпрактики и спецкурса. М.М.Тхуго рассматривает этнопедагогическую подготовку студентов через ряд учебных дисциплин методического цикла: 1) введение в учебный план дисциплин, где изучаются отрасли хозяйства, прикладное художественное, музыкальное искусство народа; 2) формирование национального самосознания студентов через внедрение в содержание воспитательной деятельности прогрессивных традиций народа, его философии, культуры, воспитание в национальном стиле с учетом лучших народно-педагогических идей [269]. В работе А.Манонова исследована этнопедагогическая подготовка, привязанная к учебному процессу вуза: 1) усвоение знаний о прогрессивных традициях народной педагогики; 2) закрепление и углубление знаний на семинарах и лабораторных занятиях; 3) совершенствование педагогических умений во время практики; 4) изучение передового педагогического опыта; анализ и оценка результатов своей педагогической деятельности по возрождению народных традиций воспитания; 5) проведение исследовательской работы по использованию идей народной педагогики [167]. Понятие «этнопедагогическая подготовка» (как процесс) Ш.М-Х.Арсалиев использует для обозначения объекта своего исследования в рамках спецкурса «Этнопедагогика вайнахов» в педагогическом институте [7]. |