внеклассной и внешкольной воспитательной работе, не связанной с изучением предметов, Этнопедагогическая деятельность есть деятельность по образованию, развитию и воспитанию учащихся средствами этнической педагогики, обеспечиваемая разнообразными формами, методами и средствами учебновоспитательного процесса. Этот процесс обусловлен спецификой традиционной педагогической культуры (Г. Н. Волков), положенной в основу учебных предметов и особенностями преподавания дисциплин, базирующихся на философско-методологическом фундаменте, принципах этнопедагогики и закономерностях воспитания, знаний основ традиционной культуры воспитания. Этнопедагогическая деятельность в общем объеме труда учителя национальной школы занимает ведущее место, в процессе ее решаются основные задачи образования, развития и воспитания, содержание которых определяется социальным заказом общества (Г. Н. Волков, А. Е. Дмитриев, В. А. Сластенин и др.). Отдавая должное всем составляющим профессиональной подготовки учителя и считая их необходимыми и обязательными, тем не менее объективно приходится особо выделять этнопедагогическую подготовку, без которой не может состояться учитель национальной школы, как бы хорошо он не был подготовлен в любом другом отношении. Исследователи видовым признаком понятия «этнопедагогическая подготовка» также выделяют присущее ей интегрирующее свойство по отношению к другим элементам профессиональной подготовки учителя национальной школы [16; 34; 99; 158ф Этнопедагогическая подготовка, завершая становление учителя, синтезирует, связывает в один узел, комплексно переводит в практически-деятельностный план разносторонние знания и умения, приобретенные при изучении общекультурных, медикобиологических, психолого-педагогических и предметных дисциплин. В литературе почти иет прямых указаний на интегрирующую роль этнопедагогичесхсой подготовки как таковой, но отдельные исследователи |
Этнопедагогическая деятельность есть деятельность по образованию, развитию и воспитанию учащихся средствами этнической педагогики, обеспечиваемая разнообразными формами, методами и средствами учебновоспитательного процесса. Этот процесс обусловлен спецификой традиционной педагогической культуры, положенной в основу учебных предметов и особенностями преподавания дисциплин, базирующихся на философскометодологическом фундаменте, принципах этнопедагогики и закономерностях воспитания, знании основ традиционной культуры воспитания. Этнопедагогическая деятельность в общем объеме труда учителя начальных классов занимает ведущее место, в процессе ее решаются основные задачи образования, развития и воспитания, содержание которых определяется социальным заказом общества (Г.Н.Волков, А.Е.Дмитриев, В.А.Сластенин). Так, в содержание обучения предметов в начальных классах входят этнопедагогические знания и умения, а также приобретение опыта познавательной деятельности. При изучении школьных предметов на основе традиционной педагогической культуры у учащихся развиваются этнопедагогические качества личности: полихудожественное мышление и способность переживать, оценивать произведения устного народного творчества, потребность в расширении и углублении культурного кругозора, уважение к национальной самобытности народа, уважительное отношение к народным традициям и обычаям, любовь народному творчеству, осознание духовной жизни народа, стремление пополнить народные национальные традиции и т.д. Формирование мировоззренческих, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств школьника через традиционную педагогическую культуру определяет содержание воспитания в процессе этнопедагогической деятельности учителя начальных классов национальной школы. Воспитание и развитие учащихся реализуется также и посредством внеклассной и внешкольной работы, не связанным с изучением предметов, но она по объему и интенсивности явно уступает этнопедагогической деятельности. Отдавая должное всем составляющим профессиональной подготовки учителя и считая их необходимыми и обязательными, тем не менее, объективно приходится особо выделять этнопедагогическую подготовку, без которой не может состояться учитель начальных классов, как бы хорошо он не был подготовлен в любом другом отношении. 2. Следующее видовое отличие понятия «этнопедагогическая подготовка» формирование готовности к этнопедагогической деятельности (этнопедагогияеской готовности) воспринимаемое как управляемый непрерывный процесс. Номинальная дефиниция понятия «этнопедагогическая готовность» в соответствующей литературе не обнаружена, однако у Г.Н.Волкова в контексте оно употребляется [74]. В своем исследовании мы исходим из общепринятого понятия «профессиональная готовность учителя», которая подразделяется на ряд составляющих: социальную, общекультурную, и философско-методологическую, психологическую (знание психологии и умение применять на практике), общепедагогическую, предметно-специфическую и методическую готовность. Готовность студента (учителя) как профессионально важное качество личности, по утверждению М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбовича, «включает в себя в устойчивом единстве следующие компоненты: мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней и другие достаточно устойчивые профессиональные мотивы); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности); операциональной (владение способами и приемами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.); волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей); 3. Еще одним видовым признаком понятия «этнопедагогическая подготовка» будет присущее ей интегрирующее свойство по отношению к другим элементам профессиональной подготовки учителя начальных классов национальной школы. Этнопедагогическая подготовка, завершая становление учителя, синтезирует, связывает в один узел, комплексно переводит в практическидеятельностный план разносторонние знания и умения, приобретенные при изучении общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических и предметных дисциплин. В литературе почти нет прямых указаний на интегрирующую роль этнопедагогической подготовки как таковой, но отдельные исследователи буквально в нескольких словах или фразах обращают внимание на интегративный характер традиционной педагогической культуры, в частности этнопедагогики. Г.Н.Волков утверждает, что традиционная педагогическая культура «интегрирует этнопедагогические знания, конкретизирует их и опосредованно переносит в практику обучения тому или иному предмету» [74, С.236-245]. Т.Н.Петрова рассматривает этнопедагогику как интегрирующую дисциплину, обеспечивающую направленное создание у студентов целостных структур этнопедагогических действий [212]. Поддерживая позиции названных авторов относительно интегративного характера этнопедагогики мы считаем необходимым сделать следующий шаг в направлении развития и уточнения приведенных положений признать интегрирующую роль всей системы этнопедагогической подготовки, которая должна пронизывать большинство изучаемых в педагогическом вузе дисциплин, придавая им этнопедагогическую направленность. Мы полагаем, что в содержании этнопедагогической подготовки интегрируются, сплавляются воедино многие составляющие: этнопедагогические аспекты общекультурных дисциплин; этнопедагогические аспекты медико-биологических предметов; |