Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 82]

Анализ уголовно-правовых норм показывает, что для оформления состава преступления в Особенной части УК РФ применяются, как правило, три типичные законодательные конструкции.
Наиболее распространены такие ссылки на основной состав и указания на дополнительный квалифицирующий или особо квалифицирующий признак: «то же деяние, совершенное...»; «действия (деяния), предусмотренные частями первой и второй, совершенные...»; использование названия преступления и указание на дополнительный, квалифицирующий признак, например, «грабеж, совершенный..
.».
Можно еще отметить, что в законе существуют достаточно устойчивые сочетания квалифицирующих признаков, обладающие равным влиянием на наказание, например, «неоднократно», «группой лиц по предварительному сговору», «с проникновением», «с причинением значительного ущерба».
В целом упомянутые конструкции соответствуют типу и виду описываемых правоотношений и представляют собой модели квалифицированных преступлений1 .

Есть основания констатировать, что улучшилась законодательная техника, унифицированы терминология и законодательные конструкции, используемые для описания квалифицированных и привилегированных составов преступлений.
Третья характеристика института квалифицирующих и привилегирующих признаков заключается в юридической обособленности соответствующих норм.
Законодательная обособленность правового института выражается прежде всего в компоновке нормативного материала и оформлении его в отдельном разделе, главе закона или иного нормативно-правового акта.
Юридическое оформление института реальный показатель его существования, Однако данное правило требует уточнения.
В частности, функциональные институты, к числу которых относится и институт квалифицирующих и привилегирующих признаков, не обособляются в отдельные структурные подразделения закона.
В действующем
уголовном законодательстве отдельные 82 1 См.: Лесниевски-Костарева Т.А.
Дифференциация уголовной ответственности.
М., 1998.
С.
169.
[стр. 201]

унификации приемов и способов их изложения в уголовном законе.
В частности, выработался определенный понятийный аппарат для описания данных признаков, многие из них получили терминологическое обозначение.
С течением времени число понятий и терминов, используемых для этой цели, сокращалось, при этом уточнялось их содержание.
К примеру, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
применяло для обозначения неоднократности такие понятия, как вторично, вновь, неоднократно, во второй раз и т.
д.
Соборное Уложение 1649 г.
употребляло понятия: другой раз, вдругоряд, вдругие, во-вторых, вторые и т.
д.
В настоящее время подобной пестроты не наблюдается.
Прослеживается стремление к установлению единообразия и законодательных конструкций квалифицированных и привилегированных составов преступлений.
Как правило, квалифицированные составы описываются в той же статье, где и основной состав, — вслед за ним, во второй и последующих частях, что подчеркивает их связь.
В уголовном законе существуют три типичные законодательные конструкции, используемые для изложения таких составов.
Наиболее распространены такие L ылки на основной состав и указания на дополнительный квалифицирующий или особо квалифицирующий признак: 1) "те же (то же) деяния(е), совершенные(ое)..."; 2) "деяния, предусмотренные частями первой и второй, совершенные..."; 3) использование названия преступления и указание на дополнительный, квалифицирующий признак: "кража, совершенная...".
Стр.236 В законе существуют устойчивые сочетания квалифицирующих признаков, обладающие равным влиянием на наказание, например: "неоднократно", "группой лиц по предварительному сговору", "с проникновением", "с причинением значительного ущерба".
В целом упомянутые конструкции соответствуют типу и виду описываемых правоотношений и представляют собой модели квалифицированных преступлений.

В процессе последнего реформирования отечественного уголовного законодательства, безусловно, единство правовой природы института квалифицирующих и привилегирующих признаков стало более явным, "рельефным".
В частности, улучшилась законодательная техника, унифицированы терминология и законодательные конструкции, используемые для описания квалифицированных и привилегированных составов преступлений.
4.
Юридическое оформление или законодательная обособленность норм — следующий признак правового института.
В теории права общепризнано, что законодательная обособленность института выражается прежде всего в

[стр.,202]

компоновке нормативного материала и оформлении его в отдельном разделе, главе, части или иной структурной единице закона'.
Изолированность, скомпонованность норм института в законе является констатацией сущностной обособленности института, закреплением итога его формирования.
Законодательное оформление института — реальный показатель его существования.
Однако данное правило требует уточнения.
В частности, функциональные институты, к числу которых относится и институт квалифицирующих
признаков, не обособляются в отдельные структурные подразделения закона.
В действующем
законодательстве отдельные квалифицирующие и привилегирующие признаки и их группы распределены по предметным институтам Особенной части, ряд общих положений регламентирован в предметных институтах Общей части.
Причина такой своеобразной обособленности института квалифицирующих и привилегирующих признаков видится прежде всего в его правовой природе как функционального комплексного института.
1 См., например: Общая теория права / Под ред.
А.
С.
Пиголкина.
С.
181— 182.
Стр.237 Подводя итог сказанному, можно констатировать, что в российском уголовном законодательстве наблюдается становление нового функционального института квалифицирующих и привилегирующих признаков.
Существенным шагом на пути его законодательного оформления стало изменение правового регулирования этой сферы общественных отношений в новом Уголовном кодексе.
Об окончательном этапе юридического оформления этого института свидетельствуют следующие факты: 1) создание законодательной базы "сквозного" регулирования в Общей части; 2) согласование такого регулирования в рамках всех предметных институтов Особенной части уголовного закона, что привело к более четкому законодательному обособлению нормативных предписаний Особенной части, содержащих квалифицирующие и привилегирующие признаки.
Первое направление проявилось, по нашему мнению, в со-здании общих норм института в Общей части уголовного закона.
Именно они дали возможность выявить юридическое своеобразие ассоциации норм, составляющих правовой институт, и, следовательно, констатировать сам факт его реального образования.
В теории права выделяется нескольких разновидностей общих норм1: 1) общие закрепительные предписания, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируе-.
мых отношений; 2) декларативные положения, содержащие принципы и задачи института; 3) дефинитивные положения, закрепляющие

[Back]