44 -обеспечение устойчивости социальной структуры общества -регулирование отношений между членами общества путем выработки определенных образцов, эталонов -обеспечение стандартизированного и предсказуемого поведения -обеспечение сплоченности, взаимности и взаимосоответственности членов общества -упорядочение системы взаимоотношений членов общества Таким образом, основные функции связаны с воздействием на состояние различных инсттутов макросистемы и прежде всего связаны с формированием социальной структуры общества. Анализируя вклад Дюркгейма в социологию образования, А.М.Осипов отмечас!, что ведущая функция образования как социального института состоит в поддержании связи между личностью и обществом, в укреплении целостности последнего. Дюркгейм социологически ч ак о увидел в образовании механизм формирования ролевой структуры личности [170]. Т. Парсонс делает попытку рассмотреть социальный институт образования не с позиций воздействия на отдельно взятого индивида, а с позиций его воздействия на состояние общества в целом, выделяя четыре основные сферы, на которые эта система оказывает влияние [179, с.69]: 1) экономическая, задача которой состоит в формировании социальнопрофессиональной структуры работника, владеющего необходимыми знаниями и навыками; 2) социальная, которая заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации индивида и воспроизводства социально-классовой и социально-статусной структуры общества; 3) правовая, выполняющая интегративную роль; 4) политическая, определяющая задачи и цели развития общества. Но индивид, ио Парсонсу, не остается в стороне, функции образования рассматриваются через призму выполнения людьми тех требований, которые обусловлены их принадлежностью к тем или иным стратам социальной структуры или сфере деятельности. Соответственно ключевым понятием в рамках подхода Т. Парсонса к функциям социального института образования является понятие «структура». Парсонс, пытаясь соотнести социальный институт образования со своей известной функциональной четырехчленкой (сиаемные императивы): адаптация, целеполагание, интеграция, латентность, вписывает ключевую социализационную функцию, которую именует «культурной» в тот элемент |
4 * 2) нормативности зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей; 3) волюнтаристичности, т.е. в известной свободе выбора и независимо+ сти от условий среды.42 Л Традицию, связанную с выявлением основных функций социального института начинает Э. Дюркгейм, т.е. каждый социальный институт имеет свою цель, иначе говоря, тот круг вопросов; которые он охватывает своей деятель* р ностью и выполняет определенные социальные функции, характерными чер-* тами которых являются: закрепление и воспроизводство общественных отношений; обеспечение устойчивости социальной структуры общества; регулирование отношений между членами общества путем выработки определенных образцов, эталонов, моделей; обеспечение стандартизированного и предсказуемого поведения; 4 обеспечение сплоченности, взаимозависимости и взаимосоответственности членов общества; 4 ■ упорядочение системы взаимодействия членов общества; • Таким образом, основные функции связаны с воздействием на состояние различных институтов макросистемы и, прежде всего, связаны с формированием социальной структуры общества. Анализируя вклад Э. Дюркгейма в социологию образования, А.М. Осипов отмечал, что ведущая функция образования как социального института состоит в поддержании связи между личностью и обществом, в укреплении целостности последнего. Дюркгейм социологически четко увидел в образовании механизм формирования ролевой структуры личности.43 42 См.: Парсонс Т. Структурно-функциональный анализ в современной социологии // Информационный бюллетень. Серия: переводы и рефераты. № 6. Вып. 1. М., 1968. * См.: Осипов А.М. Общество и образование: лекции по социологии образования. Новго род, 1998. С. 46. 35 * Т. Парсонс делает попытку рассмотреть социальный институт образования не с позиции воздействия на отдельно взятого индивида, а с позиции его Ф ры, на коюрые эта система оказывает влияние: 1) экономическая, задача которой состоит в формировании соци ально-профессиональной структуры работника, владеющего необходимыми знаниями и навыками; 2) социальная, которая заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях социализации индивида и■ воспроизводства социально-классовой и социально-статусной структуры общества; 3) правовая, выполняющая интегративную роль; 4)' политическая, щ определяющая задачи и цели развития общества. Ф Но индивид, по Парсонсу, не остается в стороне, функции образования рассматриваются через призму выполнения людьми тех требований, которые обусловлены их принадлежностью к тем или иным стратам социальной щ структуры или сфере деятельности. Соответственно ключевым понятием в рамках подхода Т. Парсонса к функциям социального института образования является понятие «структура». Парсонс, пытаясь соотнести социальный ин-ь ститут образования со своей известной функциональной четырехчленкой ■ (системные императивы): адаптация, целеполагание, интеграция, латент* ность, вписывает ключевую социализационную функцию, которую именует «культурной» в тот элемент четырехчленки (системный императив), который именует «латентностью». Именно с последним он связывает деятельность по трансляции знаний, навыков, информации, культуры, то есть социализацию щ личности и формирование социальной структуры. В своей теории функцию адаптации Т. Парсонс связывает с деятельностью правовых институтов5 функцию целеполагания с деятельностью политических институтов, функцию латентности с деятельностью институтов образования и культуры. При этом, системные императивы рассматриваются Парсонсом как универсалы Ф 36 |