68 вию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Для объяснения действия этих механизмов Парсонс использует сформулированные З.Фрейдом принципы. В рамках структурного функционализма социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: познавательных механизмов; защитных психических механизмов, с помощью которых принимаются решения в тех случаях, когда между потребностями личности возникают конфликты; механизмов приспособления, которые тесно связаны с защи 1 ными механизмами. Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в сосюянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения [176, с.ЗЮф Огромное место Парсонс отводит исследованиям влияния на процесс социализации социальных институтов семьи, школы, молодежных субкультур, которые в данном случае выступают в качестве агентов социализации. В рамках данной концепции можно указать и подходы к анализу процесса социализации молодежи в нестабильном обществе, например, подход Р. Мертона [114, с.329]. Мертон предлагает оригинальную типологию социальной адаптации личносги к существующим в обществе культурным ценностям и нормам. В основу этой типологии Мертон закладывает соотношение признания индивидом социальных ценностей и норм их достижения. Это позволило выдели 1 ь пять типов личности. Первый тип личность признающая как социальные ценности, так и нормы их достижения. Это конформисткая личность и она является оптимальной для общества. Второй тип личности личность инновационная. Для такой личности характерно экспериментирование в области норм достижения социально значимых ценностей. Третий тип личности, связан с экспериментированием в области социальных целей, выражающихся в отказе от целей традиционных и выдвижении и поиске новых. Такой тин личносги называется ритуализированным. Неприятие социальных целей и норм их достижения характеризует четвертый тип личности изоляционистский. Пятый тип личности, так называемый тип «мятежника» характеризуется не эскапизмом, а выдвижением как новых целей, так и новых средств их достижения идущих вразрез с социально одобряемыми методами их достижения. Подобная система предполагает новый взгляд на процесс социализации в процессе социализации человек не только принимает |
31 Исследования процесса социализации в рамках парадигмы социальных фактов с точки зрения структурно-функционального анализа проделано основоположником этого направления, английским социологом Т. Парсонсом. Описание процесса интеграции индивида в социальную систему у Т. Парсонса, очевидно основано на положениях разрабатываемых в рамках других социологических парадигм и сформировавшихся на их базе теоретических подходах. Так, согласно Т. Парсонсу, индивид осваивает общественные ценности в процессе общения со “значимыми другими”, и, таким образом, следование принятым в обществе нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры. Процесс социализации происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Для объяснения действия этих механизмов Парсонс использует сформулированные З.Фрейдом принципы. Так, согласно Парсонсу, механизмы познания и усвоения работают на основе сформулированного Фрейдом принципа удовольствия страдания, а приводятся в действие с помощью вознаграждения и наказания. Механизмы познания и усвоения включают в себя также процессы торможения (аналог фрейдовского вытеснения) и субституции (переноса и смещения). Кроме того, познавательный механизм включает и такие процессы, как имитация и идентификация, которые опираются на чувство уважения и любви. Усвоение индивидом ценностей происходит в процессе формирования супер-эго, которое закладывается в структуре личности в результате интернализации социальной структуры (в первую очередь семьи), как интегративной системы. В рамках структурного функционализма социализация индивида осуществляется с помощью трех основных механизмов: • познавательных механизмов; * 33 основаны на принципе удовольствия-страдания: этот принцип осуществляется в виде применения вознаграждений (поощрений) и наказаний; б) торможение, которое уподобляется механизму вытеснения; в) субституция (замещение), разновидностями которой являются перенос (трансфер) и перемещение. Т.Парсонс выделяет, кроме того, группу механизмов социализации, которые он объединяет под названием "ценностно-приобретаемых". Личность, согласно Парсонсу, благодаря учению всегда находится в состоянии изменений, однако ее уравновешенное состояние сохраняется в силу работы механизмов адаптации и защиты, которые контролируют эти изменения15. Огромное место Парсонс отводит исследованиям влияния на процесс социализации социальных институтов семьи, школы, молодежных субкультур, которые в данном случае выступают в качестве агентов социализации. Если Т. Парсонс в своих теоретических построениях рассматривает стабильное общество, то в рамках данной концепции можно указать и подходы к анализу процесса социализации молодежи в нестабильном обществе. Например, подход Р. Мертона, который развивал теоретические построения Дюркгейма, о которых говорилось выше. Продолжая исследования аномии, Мертон предлагает оригинальную типологию социальной адаптации личности к существующим в обществе культурным ценностям и нормам. В основу этой типологии Мертон закладывает соотношение признания индивидом социальных ценностей и норм их достижения. Это позволило выделить пять типов личности. Первый тип личность признающая как социальные ценности, так и нормы их достижения. Это конформисткая личность и она является оптимальной для общества. Второй тип личности личность инновационная. Для такой личности характерно экспериментирование в области норм достижения социально Г 1чПарсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс. М.: Академический проект, 2002, С. 310. 34 значимых ценностей. Третий тип личности, связан с экспериментированием в области социальных целей, выражающихся в отказе от целей традиционных и выдвижении и поиске новых. Такой тип личности называется ритуализированным. Неприятие социальных целей и норм их достижения характеризует четвертый тип личности изоляционистский. Пятый тип личности, так называемый тип «мятежника» характеризуется не эскапизмом, а выдвижением как новых целей, так и новых средств их достижения идущих в разрез с социально одобряемыми методами их достижения. Подобная система предполагает новый взгляд на процесс социализации в процессе социализации человек не только принимает ценности и нормы существующие в обществе, но и может отвергать их. Теоретические построения в рамках парадигмы социальных дефиниций опираются на работы М. Вебера, где социальная реальность рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов, и где, в соответствии с этим социальное поведение людей строиться в соответствии с пониманием ими социальной реальности. Интерпретация социализации в этом случае предполагает раскрытие субъективного смысла вкладываемого в действие (поведение для Вебера «общественно ориентированное» действие) его участниками. В русле парадигмы социальных дефиниций сформировались такие крупные теоретические направления, как символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология. Представляется особенно важным отметить вклад в построение теории социализации такого направления, как символический интеракционизм. Сложившееся в рамках символического интеракционизма понимание социализации основано на предположении того, что в качестве источника формирования и самоидентификации человека выступают проблемные ситуации общения. Истоки формирования такого видения проблемы восходят к теории личности предложенной Ульямом Джемсом. Личность, по его мнению, это |