Проверяемый текст
Алексеев, Сергей Анатольевич; Физическая культура как фактор социализации личности молодого человека (Диссертация 2006)
[стр. 69]

69 ценности и нормы, существующие в обществе, но и может отвергать их.
Теоретические построения в рамках парадигмы социальных дефиниций опираются на работы М.
Вебера
[39], где социальная реальность рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов, и где социальное поведение людей строится в соо1 ветс!вии с пониманием ими социальной реальности.
Интерпретация социализации в этом случае предполагает раскрытие субъективного смысла вкладываемого в действие
его участниками.
В русле парадигмы социальных дефиниций
особенно важным в построение теории социализации является вклад такого направления, как символический интеракционизм [225].
Сложившееся в рамках символического интеракционизма понимание социализации основано на предположении того, что в качестве источника формирования и самоидентификации человека выступают проблемные ситуации общения.
Истоки формирования такого видения проблемы восходят к теории личности предложенной Ульямом Джемсом.
Личность,
но его мнению, это интегративное целое, состоящее из двух структурных элементов познаваемого и познающего.
В качестве познаваемого элемента выступает наше эмпирическое «Я», которое мы сознаем как нашу личность, в качестве познающего элемента наше чистое «Я».
Эти два структурных элемента в свою очередь также разделяются на ряд составных компонентов, причем, говоря о структуре познающего элемента личности Джемс указывает на наличие особой социальной части, социального «Я» связанного с признанием личности со стороны других.
Социальное «Я» имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп, людей мнением которых дорожит человек.
Это положение является наиболее важным, так как фиксирует внимание на необходимости учета для понимания процесса социализации влияния многочисленных агентов социализации, представленных широким спектром реальных социальных групп
итерирую щ их индивида.
Дальнейшее развитие этой идеи нашло отражение в работах социолога Чарльза Хортона Кули
[117], поставившего перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей и установившего, что процесс развития концепции собственного «Я» не может осуществляться без участия социального окружения.
Закономерным итогом социологического изучения структуры личности Ч.
Кули явилось построение теории «зеркального Я».

Образно говоря, человек смотрит в представления о нем самом, как в зеркало, и судит о самом себе по это
[стр. 34]

34 значимых ценностей.
Третий тип личности, связан с экспериментированием в области социальных целей, выражающихся в отказе от целей традиционных и выдвижении и поиске новых.
Такой тип личности называется ритуализированным.
Неприятие социальных целей и норм их достижения характеризует четвертый тип личности изоляционистский.
Пятый тип личности, так называемый тип «мятежника» характеризуется не эскапизмом, а выдвижением как новых целей, так и новых средств их достижения идущих в разрез с социально одобряемыми методами их достижения.
Подобная система предполагает новый взгляд на процесс социализации в процессе социализации человек не только принимает ценности и нормы существующие в обществе, но и может отвергать их.
Теоретические построения в рамках парадигмы социальных дефиниций опираются на работы М.
Вебера,
где социальная реальность рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов, и где, в соответствии с этим социальное поведение людей строиться в соответствии с пониманием ими социальной реальности.
Интерпретация социализации в этом случае предполагает раскрытие субъективного смысла вкладываемого в действие
(поведение для Вебера «общественно ориентированное» действие) его участниками.
В русле парадигмы социальных дефиниций
сформировались такие крупные теоретические направления, как символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология.
Представляется особенно важным отметить вклад в построение теории социализации такого направления, как символический интеракционизм.
Сложившееся в рамках символического интеракционизма понимание социализации основано на предположении того, что в качестве источника формирования и самоидентификации человека выступают проблемные ситуации общения.
Истоки формирования такого видения проблемы восходят к теории личности предложенной Ульямом Джемсом.
Личность,
по его мнению, это

[стр.,35]

интегративное целое, состоящее из двух структурных элементов познаваемого и познающего.
В качестве познаваемого элемента выступает наше эмпирическое «Я», которое мы сознаем как нашу личность, в качестве познающего элемента наше чистое «Я».
Эти два структурных элемента в свою очередь также разделяются на ряд составных компонентов, причем говоря о структуре познающего элемента личности Джемс указывает на наличие особой социальной части, социального «Я» связанного с признанием личности со стороны других.
Социальное «Я» имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей мнением которых дорожит человек.
Это положение является наиболее важным, так как фиксирует внимание на необходимости учета для понимания процесса социализации влияния многочисленных агентов социализации, представленных широким спектром реальных социальных групп
интегрирующих индивида.
Дальнейшее развитие этой идеи нашло отражение в работах социолога Чарльза Хортона Кули
поставившего перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других а личностей и установившего, что процесс развития концепции собственного «Я» не может осуществляться без участия социального окружения.
Закономерным итогом социологического изучения структуры личности Ч.
Кули явилось построение теории «зеркального Я»,
согласно которой личность состоит из трех элементов: 1) представления о том, как нас воспринимают другие люди; 2) представления о том, как они реагируют на наше поведение; 3) представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.
Образно говоря, человек смотрит в представления о нем самом, как в зеркало, и судит о самом себе по этому
отражению.
Таким образом, процесс социализации с точки зрения Кули, является процессом коммуникации, в котором происходит приобщение

[Back]