70 му отражению. Таким образом, процесс социализации с точки зрения Кули, является процессом коммуникации, в котором происходит приобщение индивидуальных ментальных процессов к общественному сознанию. При этом Кули отмечает, что этот процесс происходит в пределах первичной социальной группы. Несколько иначе структуру «Я» рассматривал Джордж Герберт Мид [185], коюрый пытался объяснить сущность процесса восприяшя индивидом других личностей. Для него «Я» состоит из двух частей: «Я-сам» (реакции личноеI и на воздействия других людей и общества в целом) и «Я-меня» (осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей). На этих представлениях о структуре «Я» Дж. Мидом развивается концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». «Обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируЮ! у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Личность в процессе общения сталкивается с необходимостью как бы ставшь себя на место других индивидов и видеть себя другой личностью, оценивать свои действия и в соoiBeici вии с представляемыми оценками се «обобщенно! о другого». Со! ласно Миду, для осознания «обобщенного другого» важны процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Под «принятием роли» понимается попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Под «исполнением роли» понимаются дейс1 вия, связанные с действительным ролевым поведением. Проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, индивид развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании ЛИЧНОС1 И формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я. Отсюда Мид указывает и стадии социализации стадию имитации, игровую стадию, стадию коллективных итр, где приходиться последовательно «примерять» на себя роли другого, других, обобщенного другого. В результате чего происходит процесс превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида, и происхождение «Я» оказывается це |
36 индивидуальных ментальных процессов к общественному сознанию. При этом Кули отмечает, что этот процесс происходит в пределах первичной социальной группы. Несколько иначе структуру «Я» рассматривал Джордж Герберт Мид, который пытался объяснить сущность процесса восприятия индивидом других личностей. Для него «Я» состоит из двух частей: «Я-сам» (реакции личности на воздействия других людей и общества в целом) и «Я-меня» (осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей). На этих представлениях о структуре «Я» Дж. Мидом развивается концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального «Я». «Обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Личность в процессе общения сталкивается с необходимостью как бы ставить себя на место других индивидов и видеть себя другой личностью, оценивать свои действия и в соответствии с представляемыми оценками ее «обобщенного другого». Согласно Миду, для осознания «обобщенного другого» важны процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Под «принятием роли» понимается попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Под «исполнением роли» понимаются действия, связанные с действительным ролевым поведением. Проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, индивид развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я. 37 Отсюда Мид указывают и стадии социализации -стадию имитации, игровую стадию, стадию коллективных игр, где приходиться последовательно «примерять» на себя роли другого, других, обобщенного другого. В результате чего происходит процесс превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида, и происхождение «Я» оказывается целиком социальным. Эти стадии связаны с формированием ролевого поведения, основанного на социальных нормах. Изучение особенностей формирования социальных норм, а именно процесса их институциализации, как известно, способствовало развитию еще одного теоретического направления феноменологической социологии. Таким образом, в рамках парадигмы социальных дефиниций развитие личности протекает на базе освоения социальных ролей, внешние изменения в структуре личности закрепляются на основе восприятия «Другого», а внутренние изменения закрепляются во внешней социальной среде посредством норм и формирующихся на основе норм институтов. В основе парадигмы психологического детерминизма лежат работы известного австрийского ученого-психолога, социального мыслителя Зигмунда Фрейда. Социальную реальность он рассматривал с точки зрения непрекращающегося конфликта между личностью и обществом. Концепция 3. Фрейда, основанная на таких первоначальных положениях, оказала значительное воздействие на широкую часть корпуса социального и гуманитарного знания, в том числе и на развитие представлений о социализации. Здесь, прежде всего важна предложенная оригинальная теория личности, согласно которой личность является продуктом противоречивого взаимодействия трех взаимодействующих сфер: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Оно» выступает как примитивный источник биологических влечений. Функционирование этой сферы личности подчинено исключительно * |