Проверяемый текст
Алексеев, Сергей Анатольевич; Физическая культура как фактор социализации личности молодого человека (Диссертация 2006)
[стр. 71]

71 ликом социальным.
Эти стадии связаны с формированием ролевого поведения, основанного на социальных нормах.
Изучение
особенности формирования социальных норм, а именно процесса их институциализации, как известно, способствовало развитию еще одного теоретического направления феноменологической социологии.
Таким образом, в рамках парадигмы социальных дефиниций развитие личности протекает
па базе освоения социальных ролей, внешние изменения в структуре личности закрепляются на основе восприятия «Другого», а внутренние изменения закрепляются во внешней социальной среде посредством норм и формирующихся на основе норм институтов.
В основе парадигмы психологического детерминизма лежат работы
извести ю австрийского ученого-психолога, социального мыслителя Зигмунда Фрейда [270].
Социальную реальность он рассматривал с точки зрения непрекращающегося конфликта между личностью и
общее¡вом.
Э.
Эриксон [294], развивавший теории социализации в рамках парадигмы психологического детерминизма, уделяет значительно больше внимания социальному окружению.
Каждый человек, по мнению Эриксона, развивается в конкретном обществе, которое через свои социальные институты и специфические культурные паттерны детского воспитания глубоко воздействует на способы, которыми человек разрешает конфликты
[98, с.
177].
Таким образом, процесс социализации понимается Эриксоном как процесс преодоления конфликта.
Парадигма социально-исторического детерминизма возникла благодаря фундаментальным работам классиков марксизма.
Социальная реальность в
эюм случае рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
В концепции Маркса человек выступает как «общественное существо».
Соответственно, каждое проявление жизни индивида «даже если оно не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими проявления жизни является проявлением и утверждением общественной жизни»
[137, с.265].
Формирующая человека социальная среда в концепции К.
Маркса выступает в двух качествах как условие и как результат деятельности человека.
Формирование человека не есть результат пассивного
приспособления к социальной среде.
Оно осуществляется в процессе его собственной практической активности.
Говоря об этом, Маркс отмечает, что люди вместе со средой изменяют и «свою собственную природу», развивают дремлющие в ней силы
[136, с.188].
Этот момент очень важен, так как именно в этом со
[стр. 37]

37 Отсюда Мид указывают и стадии социализации -стадию имитации, игровую стадию, стадию коллективных игр, где приходиться последовательно «примерять» на себя роли другого, других, обобщенного другого.
В результате чего происходит процесс превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида, и происхождение «Я» оказывается целиком социальным.
Эти стадии связаны с формированием ролевого поведения, основанного на социальных нормах.
Изучение
особенностей формирования социальных норм, а именно процесса их институциализации, как известно, способствовало развитию еще одного теоретического направления феноменологической социологии.
Таким образом, в рамках парадигмы социальных дефиниций развитие личности протекает
на базе освоения социальных ролей, внешние изменения в структуре личности закрепляются на основе восприятия «Другого», а внутренние изменения закрепляются во внешней социальной среде посредством норм и формирующихся на основе норм институтов.
В основе парадигмы психологического детерминизма лежат работы
известного австрийского ученого-психолога, социального мыслителя Зигмунда Фрейда.
Социальную реальность он рассматривал с точки зрения непрекращающегося конфликта между личностью и
обществом.
Концепция 3.
Фрейда, основанная на таких первоначальных положениях, оказала значительное воздействие на широкую часть корпуса социального и гуманитарного знания, в том числе и на развитие представлений о социализации.
Здесь, прежде всего важна предложенная оригинальная теория личности, согласно которой личность является продуктом противоречивого взаимодействия трех взаимодействующих сфер: «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-Эго).
«Оно» выступает как примитивный источник биологических влечений.
Функционирование этой сферы личности подчинено исключительно *

[стр.,39]

Другими словами, и построенная Фрейдом теория личности, и развиваемое им представление о стадиях становления ребенка, позволяют заключить, что в рамках парадигмы психологического детерминизма социализация предстает как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.
Основываясь на таких концептуальных положениях, последователи Фрейда углубили понимание особенностей социализации в юношеском возрасте.
В частности, Анной Фрейд были изучены социализирующие функции защитных механизмов личности, а Эрих Фромм акцентировал внимание не только на биологической, но и на социальной мотивации поведения индивида.
Завершая обзор достижений теории социализации в рамках парадигмы психологического детерминизма необходимо остановиться на результатах работ Э.
Эриксона.
В отличие от теории Фрейда, вслед за Фроммом он уделяет значительно больше внимания социальному окружению.
Каждый человек, по мнению Эриксона, развивается в конкретном обществе, которое через свои социальные институты и специфические культурные паттерны детского воспитания глубоко воздействует на способы, которыми человек разрешает конфликты16.

«Я» связано по его представлениям не только с билогическими аспектами, но и межличностными аспектами, которые Эриксон называет психоциальными.
Первичная мотивация к развитию личности является социальной.
Эриксон отмечает , что личность развивается в соответствии с шагами, детерминированными готовностью человеческого организма быть движимым в направлении расширяемого круга значимых индивидов и институтов, осознавать этот круг и взаимодействовать с ним.
16Клонингер С., Теории личности: познание человека / С.
Клоиингер.
СПб.: Питер, 2003, С.177 17Эриксон Э.
Идентичность: юность и кризис / Э.
Эриксон.
М.: Прогресс, 1996, С.93

[стр.,41]

г * .
* , I t P «4 • *-•b JГ ' **• 4 p i*1 >■ ••► J p* > J* / г <г'ч, f различные роли, не отягощаясь обязанностями, которые появяться при наступлении половой зрелости.
Таким образом, процесс социализации понимается Эриксоном, как процесс преодоления конфликта.
Парадигма социально-исторического детерминизма возникла благодаря фундаментальным работам классиков марксизма.
Социальная реальность в
этом случае рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
Если же говорить о процессе социализации, то необходимо отметить два основополагающих момента.
Во-первых, в концепции Маркса человек выступает как «общественное существо».
Соответственно, каждое проявление жизни индивида «даже если оно не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими проявления жизни является проявлением и утверждением общественной жизни»
8.
Во-вторых, формирующая человека социальная среда в концепции К.
* Маркса выступает в двух качествах как условие и как результат деятельности человека.
Формирование человека не есть результат пассивного
пассивного приспособления к социальной среде.
Оно осуществляется в процессе его собственной практической активности.
Говоря об этом, Маркс отмечает, что люди вместе со средой изменяют и «свою собственную природу», развивают дремлющие в ней силы19.

Люди вырабатывают в себе 90 новые качества, преобразовывают себя.
Этот момент очень важен, так как именно в этом состоит
особенность видения процесса социализации К.
Марксом радикальное переосмысление основ человеческой субъективностью.
На первый план выходит не 8 Маркс К.
Экономические и философские рукописи 1844 г.
// Маркс К ., Энгельс Ф.
Соч.
Т.42.С.
265 9 Маркс К.
Процесс труда и процесс увеличения стоимости// Маркс К ., Энгельс Ф.
Соч.
Т.23.С.
188 20Примечания// Маркс К ., Энгельс Ф.
Соч.
Т.42,С.
483 *1

[Back]