обеспечивается посредством кооперативных форм хозяйствования и собственности. Авторы российской концепции приватизации отрицали или существенно ограничивали эффективность коллективно-долевой собственности. В нормативной базе, которая регламентирует отношения собственности в постперестроечной России, вообще отсутствует категория «коллективная собственность», существует прямая зависимость мотивации разных форм экономической деятельности от включенности субъекта этой деятельности в отношения собственности. Социокультура России начала реформирования экономики сочетала в себе европейское личностное и азиатское общинное начала. Можно было преобразовать присущие российскому менталитету социокультурные факторы, максимально использовать мотивационный потенциал, пусть даже и ограниченный, оставшийся от социалистической системы: высокую мотивирующую значимость государственных и общественных поощрений эффективной деятельности во всех сферах, особенно трудовой; систему участия наемных работников в управлении; систему постоянного повышения квалификации работников и т.д. Коллективизм как характерная особенность социума начала внедрения реформ в России антагонистически не противоречил развитию индивидуального начала в личносш. Необходимо было использовать часть ценностей, которые сформировались в условиях социализма, но в процессе перевода экономики на рыночные условия функционирования эти факторы не были учтены. Существовавшие на госпредприятии системы оплаты труда в доперестроечный период не заинтересовывали или мало заинтересовывали людей в эффективной работе. Основной причиной малой эффективности систем оплаты труда считали «уравниловку». Она воспроизводила формальный хозрасчет, когда результаты работы предприятия оценивала |
собственности. В нормативной базе, которая регламентирует отношения собственности в постперестроечной России, вообще отсутствует категория «коллективная собственность», существует прямая зависимость мотивации разных форм экономической деятельности от включенности субъекта этой деятельности в отношения собственности. Социокультура России начала реформирования экономики сочетала в себе европейское личностное и азиатское общинное начала. Можно было преобразовать присущие российскому менталитету социокультурные факторы, максимально использовать мотивационный потенциал, пусть даже и ограниченный, оставшийся от социалистической системы: высокую мотивирующую значимость государственных и общественных поощрений эффективной деятельности во всех сферах, особенно трудовой; систему участия наемных работников в управлении; систему постоянного повышения квалификации работников и т.д. Коллективизм как характерная особенность социума начала внедрения реформ в России антагонистически не противоречил развитию индивидуального начала в личности. Таким образом, необходимо было использовать часть ценностей, которые сформировались в условиях социализма, у нас же эти факторы не были учтены в процессе перевода экономики на рыночные условия функционирования. Существовавшие на госпредприятии системы оплаты труда в доперестроечный период не заинтересовывали работника или мало заинтересовывали людей в эффективной работе. Основной причиной малой эффективности систем оплаты труда считали «уравниловку». Она воспроизводит формальный хозрасчет, когда результаты работы предприятия оценивает вышестоящая инстанция, а не рынок. В экономическом выигрыше оказывались средние и худшие работники. Ведь на один рубль заработной платы они затрачивали меньше усилий. Действовал механизм соревнования «наоборот», разрушающий мораль высокопроизводительного труда. Одним 92 |