Проверяемый текст
Русанов, Василий Петрович. Система индивидуализированного обучения студентов на основе мотивационного программно-целевого управления (Диссертация 2000)
[стр. 13]

преобразования объективного мира.
С позиций современной педагогической науки и практики индивидуализация рассматривается как определенный методологический принцип научного познания и деятельности.
Методологической основой изучения сущности индивидуализации обучения в вузе выступают системный, личностно ориентированный и и деятельностный подходы.
Как общенаучный метод исследования системный подход означает формирование системного взгляда на мир, берущего за основу идеи целостности, сложной организованности исследуемых объектов и их внутренней активности и динамизма (И.Б.
Блауберг, Э.Г.
Юдин и др.).
Поэтому выражение сущности индивидуализации требует различения понятий, важнейшими из которых являются «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Понятие «индивид» обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе, и человечеству, что фиксируется собственно понятиями «организм» и «личность».
Если первое из них выражает совокупность биологических свойств человека, то второе характеризует его социальный, конкретноисторический облик.
Понятие «индивидуальность» в этом ряду раскрывает
суть человека как целостного существа в единстве его единичных и общих, природных и социальных свойств и поэтому определяет его как конкретного индивида [157, с.
31].
Методологическая ценность данного определения состоит в том, что оно дает возможность представить индивидуальность как особое сформировавшееся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, сознания и деятельности.

По мнению И.И.
Резвицкого, изучение понятия индивидуальности исходный момент в изучении индивидуализации
[174, с.
5].
Как целостная система индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической
[стр. 67]

В настоящее время существует достаточно большое количество работ, в которых в той иди иной мере затрагивается собственно философский аспект проблемы индивидуальности (В.П.
Тугаринов, Б.Г.
Ананьев, Е.А.
Климов, И.С.
Кон, Д.Н.
Коган и др.).
В то же время, как самостоятельная философская проблема, индивидуализация почти не рассматривалась.
В итоге сложилась такая ситуация, когда человек исследуется чаще всего как социальное существо, часть общества, а его индивидуальное бытие просто "выключается" из системы общественных отношений или остается на заднем плане, что, однако, не отражает действительного положения вещей.
Ио мнению И.И.
Резвицкого, изучение понятия индивидуальности исходный момент в изучении индивидуализации
[243, с.
5].
Как целостная система индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической
формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды [243].
Однако указанные свойства человека, взятые сами, но себе или как простая их совокупность еще не составляют феномена индивидуальности.
Только взятые во внутренней взаимосвязи и целостности они образуют индивидуальность человека.
"Индивидуальность, отмечал Д.Фейербах, это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо" [299, с.
496].
Человек это многогранное и многокачественное явление.
Он -продукт общественных отношений, природное существо, субъект общественноисторической деятельности и культуры, творец собственной жизни.
Поэтому для своего выражения он требует различных понятий, важнейшими из котор рых являются: "индивид", "личность" и "индивидуальность" .


[стр.,68]

Понятие "индивид" обозначает человека как единичного представителя человеческого рода, принадлежащего одновременно и природе и человечеству, что фиксируется собственно понятиями "организм" и "личность".
Если первое из них выражает совокупность биологических свойств человека, то второе характеризует его социальный, конкретно-исторический облик.
Понятие "индивидуальность" в этом ряду раскрывает
человека как целостное существо в единстве его единичных и общих, природных и социальных свойств и поэтому определяет его как конкретного индивида [221, с.
31].
Методологическая ценность данного определения состоит в том, что оно дает возможность представить индивидуальность как особое сформировавшееся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, сознания и деятельности.

В педагогике же оно конкретизируется в виде принципа индивидуального подхода, на основе которого осуществляется индивидуализация учебно-воспитательного процесса в вузе.
Под индивидуальным подходом А.К.
Кирсанов понимает "педагогический процесс, особенности отдельных учащихся, процесс постепенно усложняющийся, приводящий к количественным и качественным изменениям уровня знаний, умений, навыков и умственного развития учащегося" [1, с.
46].
Е.С.
Рубанский считает индивидуальный подход важнейшим принципом обучения и дает ему определения, учитывая реальную необходимость варьировать содержание обучения в соответствии с индивидуальными особенностями школьников: "...
а/ это частичное временное изменение ближайших целей, отдельных сторон содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей личности ученика для реализации наиболее успешного развития ее социальной типичности и индивидуального своеобразия; б/ индивидуальный подход в учебном процессе представляет собой действительное внимание к

[Back]