формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды [174]. Однако указанные свойства человека, взятые сами'по себе или как простая их совокупность, еще не составляют феномена индивидуальности. Только взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, они образуют индивидуальность человека. «Индивидуальность, отмечал Л. Фейербах, это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо» [201, с. 496]. Раскрытые положения актуализируют опору на системный подход (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и др.) и в исследовании проблемы индивидуализации обучения. Процесс обучения это большая сложная система, подсистемы, элементы и компоненты которой находятся в бесконечном разнообразии состояний, отношений и связей. Ведущими составляющими процесса обучения в вузе являются содержание, методы, средства и формы обучения, учебная и научная работа студентов, обучающая деятельность преподавателей [38; 155]. Признание вариативности как характеристики отдельных компонентов процесса обучения помогает пониманию путей построения процесса обучения с использованием различных технологий, методов и средств обучения, с учетом особенностей контингента студентов, индивидуальных особенностей личности обучающегося и реальных условий, в которых организуется и реализуется учебный процесс. В целом, при оптимальном построении и функционировании система характеризуется динамическим равновесием внешних и внутренних процессов. При этом значение каждого компонента системы зависит от этапа ее функционирования и решения определенных учебных задач, где периодически каждый из них выполняет ведущую роль, а связи и отношения 14 |
В настоящее время существует достаточно большое количество работ, в которых в той иди иной мере затрагивается собственно философский аспект проблемы индивидуальности (В.П. Тугаринов, Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, И.С. Кон, Д.Н. Коган и др.). В то же время, как самостоятельная философская проблема, индивидуализация почти не рассматривалась. В итоге сложилась такая ситуация, когда человек исследуется чаще всего как социальное существо, часть общества, а его индивидуальное бытие просто "выключается" из системы общественных отношений или остается на заднем плане, что, однако, не отражает действительного положения вещей. Ио мнению И.И. Резвицкого, изучение понятия индивидуальности исходный момент в изучении индивидуализации [243, с. 5]. Как целостная система индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды [243]. Однако указанные свойства человека, взятые сами, но себе или как простая их совокупность еще не составляют феномена индивидуальности. Только взятые во внутренней взаимосвязи и целостности они образуют индивидуальность человека. "Индивидуальность, отмечал Д.Фейербах, это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо" [299, с. 496]. Человек это многогранное и многокачественное явление. Он -продукт общественных отношений, природное существо, субъект общественноисторической деятельности и культуры, творец собственной жизни. Поэтому для своего выражения он требует различных понятий, важнейшими из котор рых являются: "индивид", "личность" и "индивидуальность" . |