Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 102]

102 по-видимому, является бифуркацией, связанной с более систематическим освоением растительных и минеральных ресурсов.
Много ветвей возникло из этой бифуркации: например, китайский неолитический период с его космическим видением, египетский период с его верой в богов или же пораженный тревогами неолитический период в развитии доколумбовых цивилизаций»1.
Утверждение, что революция есть бифуркация в развитии социальных систем, будет верным не только для всего исторического процесса в целом, но и для любой конкретной социальной системы.
Например, наука представляет собой систему проверенных и подтвержденных практикой знаний о природе, обществе и мышлении, процесс их добывания и развития, а также совокупность средств, методов и приемов прогрессирующего познания.
Наука представляет собой целостную систему, состоящую из ряда подсистем.
Во-первых, наука есть особая форма общественного сознания, позволяющая отразить окружающий нас мир в целом в специфической форме научных представлений, понятий,
теоретических систем.
Во-вторых, наука выступает как отрасль духовного производства, основной продукцией которого является производство знания понятий, законов, теорий.
Втретьих, наука есть социальный институт с соответствующей структурой и функциями.
В-четвертых, на определенном историческом этапе наука превращается в непосредственную производительную силу общества.
На развитие науки влияют как внешние, так и внутренние причины.
К внешним причинам относятся потребности материального и духовного производства, экономики, культуры в целом.

В развитии науки наблюдаются периоды эволюционного развития или, как принято говорить, периоды нормальной науки.
Представление о нормальной
1 Иригожин И.
Кость еще не брошена / И.
Приложил // Синергетическая парадигма.
Нелинейное мышление в науке и искусстве.
М.: Прогресс-Традиция, 2006.
С.
18.
[стр. 220]

старого качества.
Зародыш нового качества в старой системе составляет лишь его часть.
Новое нс появляется в старом как новое, а существует в нем лишь как тенденция нового, как стремление к новому.
Так, например, в недрах феодализма появляются элементы капиталистической формации.
Однако возникновение капитализма происходит только после уничтожения феодальных производственных отношений.
Для образования нового качества, кроме известных количественных изменений, необходимы еще определенные внешние условия.
Без этих внешних условий новое качество не может образовываться.
Например, в безвоздушном пространстве не может происходить процесс горения.
Точно так же кооперирование при капитализме не может привести к социалистическому хозяйству.
Таким образом, количественные изменения создают возможность перехода от старого качества к новому качеству, но эта возможность реализуется лишь при наличии определенных условий.
«В развитии социальной системы происходят постепенные, медленные, количественные изменения, которые приводят к коренным качественным изменениям.
Как бы ни протекало историческое развитие мирно или не мирно, быстро или медленно, через ряд переходных ступеней или минуя их, оно всегда будет революцией, то есть коренным качественным изменением.»1 Данное утверждение будет верным не только для всего исторического процесса в целом, но и для любой конкретной социальной системы.
Рассмотрим в качестве примера науку.
Она является подсистемой духовного производства.
С другой стороны, она сама представляет собой целостную систему, состоящую из ряда подсистем.
Во-первых, наука есть особая форма общественного сознания, позволяющая отразить окружающий нас мир в целом в специфической форме научных представлений, понятий,
1 Цырендоржиева Д.Ш.
Системный метод исследования общества.
М., 2002.
220 С.
106.


[стр.,221]

теоретических систем.
Во-вторых, наука выступает как отрасль духовного производства, основной продукцией которого является производство знания понятий, законов, теорий.
В-третьих, наука есть социальный институт с соответствующей структурой и функциями.
В-четвертых, на определенном историческом этапе наука превращается в непосредственную производительную силу общества.
На развитие науки влияют как внешние, так и внутренние причины.
К внешним причинам относятся потребности материального и духовного производства, экономики, культуры в целом.

Первоначальной формой генезиса научного знания выступает проблема, ее обнаружение и точное формулирование.
В качестве одного из вариантов решения проблемы возникает гипотеза.
Обоснованная гипотеза превращается в научную теорию или в новую часть уже существовавшей ранее теории.
В развитии науки наблюдаются периоды эволюционного развития или, как принято говорить, периоды нормальной науки.
Представление о нормальной
науке вошло в научный обиход благодаря исследованиям Томаса Куна.
Периоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию, когда все ученые работают в рамках единой парадигмы, одних и тех же правил и стандартов научной практики.
Нормальная наука означает исследования, прочно опирающиеся на прошлые или имеющиеся достижения и признающие их за основу последующего развития.
Нормальная наука развивается, накапливая информацию, уточняя известные факты.
Однако уже в период нормальной науки ученые встречаются с фактами и явлениями, которые невозможно объяснить в рамках существующей парадигмы.
Такие аномальные факты пытаются объяснить путем модификации имеющейся теории или уточнения вспомогательных гипотез.
Возникающие аномалии, которые разрушают привычную научную теорию, в конце концов приводят данную область к новой системе предписаний, новой парадигме.
Переход от парадигмы классической 221

[Back]