138 После научной революции, в период «нормальной науки», напротив идет формирование мощного парадигмального течения, то есть начинают проявляться тенденции конвергенции»1. Многообразие форм общественных преобразований прослеживается и в развитии культуры. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Культура это сложнейшая социальная система. С точки зрения внутреннего строения различают материальную и духовную культуру. Национальные особенности придают культуре неповторимый колорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, щедрости русского народа, о прагматичности американцев, остроумии французов и т. д. Национальное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовной культуре. «Дух народа» наиболее очевиден в его языке и литературе, в танцах и песнях, в национальных одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои традиции. В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. Для России таким ядром является православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны культуры. На определенном этапе развития человечества на смену мифологии приходит религия как форма общественного сознания. Религия это мировоззрение, мироощущение, которое признает существование наряду 1 Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса / Е.Н. Князева. М.: ИФ РАН, 1995. С. 166. |
Китайский «путь постепенной открытости» экономики внешнему миру уверенно превращает эту страну в самую крупную экономическую державу мира. Таким образом, общее между этими тремя странами: Польша, Венгрия и Китай то, что все они переходят от административно-командной экономики к рыночной. Только вот каждая страна выбрала свой путь: Польша «шоковая терапия», Венгрия постепенность экономических преобразований, Китай путь «постепенной открытости» экономики внешнему миру. Качественное своеобразие форм общественных преобразований имеют место в развитии любой социальной системы. Рассмотрим данное положение на примере культуры. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна по форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Культура это сложнейшая социальная система. С точки зрения внутреннего строения различают материальную и духовную культуру. Национальные особенности придают культуре неповторимый колорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, щедрости русского народа, о прагматичности американцев, остроумии французов и т. д. Национальное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовной культуре. «Дух народа» наиболее очевиден в его языке и литературе, в танцах и песнях, в национальных одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои традиции. В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. Для России таким ядром является православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль, на другие стороны культуры. 242 |