Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 147]

147 сложившейся исторической обстановки.
Общественная эволюция осуществляется путем проведения целого ряда реформ.

Каждая отдельная реформа представляет собой в этом процессе лишь одно звено в цепи социальных преобразований.
Социальные реформы различаются по своему содержанию, глубине и характеру преобразований.
Содержание реформ определяется той сферой, которую они охватывают.

Революции, преобразующие общество как целое, следует отличать от революций, происходящих в отдельных подсистемах общественной жизни.
Развитие любой системы есть всегда переход от одного ее состояния в другое, от старого качества к новому.
В каждом предмете или явлении наряду со старым, отмирающим качественным состоянием зарождается новое качественное состояние.
После определенного количественного накопления происходит коренное качественное изменение старое порождает новое.
Здесь происходит перерыв количественной постепенности и образуется новое качество.

Переломный момент в развитии систем в синергетике определяется как особая критическая точка или точка бифуркации.
В точке бифуркации характерно исчезновение прежнего системного качества.
Поэтому можно сказать, что революция есть бифуркация в развитии социальных систем.
Событие представляет собой возникновение новой социальной структуры после прохождения бифуркации.
Выбор системой пути дальнейшего развития зависит от флуктуации (фактора случайности).
К факторам случайности в первую очередь следует отнести деятельность людей.
На социальную систему оказывает влияние окружающая среда: действие природных и техногенных сил.
Эти действия выводят систему на новое системное качество.
Причем в природе и обществе происходит не одна бифуркация, а целая последовательность бифуркаций.
[стр. 213]

Категория количества отличается изменчивостью в определенных пределах.
Вещь исчезает, преобразуется в нечто другое лишь тогда, когда нарушены ее количественные границы.
Предел, до которого количественные изменения происходят безразлично для качества, то есть не ведут к коренным качественным изменениям данного явления, называется мерой.
Мера есть единство количества и качества.
Все имеет свою меру.
В мире все качественное количественно, а определенное количество качественно.
Так, атомы разных химических элементов только тем и отличаются друг от друга, что в их ядрах заключены разные количества протонов и нейтронов.
Изменить число протонов в ядре это все равно, что превратить один элемент в другой.
Каждая планета имеет свой размер и скорость вращения вокруг Солнца.
Каждый цвет имеет свою длину волны и частоту ее колебаний.
Каждому лекарству присуща своя мера: полезность или вредность лекарства зависят не только от качества его, но и от его количества.
Мера выступает и как этическая норма: знание меры во всем.
Мера трактуется и как эстетический принцип: соразмерность, симметрия, пропорция.
Например, грация это свободно организованная мерность в движении.
Для всего есть мера.
Развитие любой системы есть всегда переход от одного ее состояния в другое, от старого качества к новому.
В каждом предмете или явлении наряду со старым, отмирающим качественным состоянием зарождается новое качественное состояние.
После определенного количественного накопления происходит коренное качественное изменение старое порождает новое.
Здесь происходит перерыв количественной постепенности и образуется новое качество,
то сеть происходит скачок в развитии.
Переходы от одного качества к другому Гегель называл узловой линией мер.
Границы этих мер не всегда четко фиксированы, а порой и установлены.
Так, например, мы не можем установить точной границы между детством и подростковым возрастом.
Эти границы размыты.
213

[стр.,276]

3.
Активное нежелание основных действующих лиц признавать революционный характер происходящих перемен, их отрицательное отношение к революции вообще.1 Таким образом, преобразование, даже начатое с попытки реформ, неизбежно должно приобрести революционный характер.
Буржуазной революции в России также предшествовали реформы.
Реформирование страны началось с аграрной сферы.
В 1861 году было отменено крепостное право.
Это потребовало преобразований и в других областях.
На протяжении с 1863 по 1874 гг.
была проведена серия реформ, которые изменили государственные и общественные структуры.
С января 1864 года начала осуществляться земская реформа.
Она предусматривала создание в уездах и губерниях системы выборных земских учреждений: земских собраний и земских управ.
Самой последовательной из проведенных реформ чаще всего называют судебную.
Правящая верхушка царской России стремилась путем реформ «сверху» постепенно преобразовать феодальные порядки в капиталистические.
Таким образом, реформа и революция выступают в качестве двух различных методов изменения общественной жизни, каждый из которых играет свою роль на том или ином этапе социального развития в зависимости от сложившейся исторической обстановки.
Общественная эволюция осуществляется путем проведения целого ряда реформ,
направленных на постепенное улучшение различных сторон общественной жизни.
Каждая отдельная реформа представляет собой в этом процессе лишь одно звено в цепи социальных преобразований.
Социальные реформы различаются по своему содержанию, глубине и характеру преобразований.
Содержание реформ определяется той сферой, которую они охватывают.

Реформы бывают экономические, политические, социальные, аграрные, 1 Стародубровская И.
В., Мау В.
Л.
Великие революции: От Кромвеля до Путина.
М.: ВАГРИУС, 2001.
С.
161.
276

[Back]