Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 15]

15 природе и обществе.
Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии, теории эволюции в биологии.
Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования.
Развитие представляет системный процесс.
Признавать системный характер развития это, значит, признавать, что в развитии явления соединены системообразующими связями и отношениями.
Вследствие этого и сами понятия, отражающие процесс развития должны быть
взаимосвязанными и должны образовывать единую систему.
В свете системного подхода процесс развития выступает как органическое единство таких его существенных черт как необратимость, преемственность, поступательность, возникновение качественно нового.

В процессе развития принято выделять три основных типа:
прогрессивное, одноуровневое (или одноплоскостное) и регрессивное.
Поэтому
правы В.Н.
Севастьянов и И.С.
Малолеткова, когда пишут, что они не признают тождественности категории «развития» и понятия
«прогресс»1.
Вот только нельзя согласиться с их доводом, когда они утверждают: «Только немногие из наших современников отказались от социального детерминизма, признав, наконец, за данность чрезвычайно важное обстоятельство, что в «любом объекте (системе) могут одновременно протекать прогрессивное изменение одних ее элементов, однопорядковое движение других, и регрессивное изменение третьих, в совокупности и представляющих процесс развития»2.
Безусловно, что в развитии любой системы происходят все указанные изменения, но когда указывают типы развития, то имеют в виду, прежде всего, господствующие типы изменения.
1 Севастьянов В.Н.
Социальная динамика: очерки теорий развития / В.Н.
Севастьянов, И.С.
Малолеткова.
Красноярск: Изд-во Красноярского государ.
ун-та.
1997.
С.
42.
2 Там же.
[стр. 178]

периода в развитии.
Революция завершает эволюцию, то есть приводит к появлению нового качества.
Есть и другое понимание эволюции.
В широком смысле слова под эволюцией понимается развитие.
В этом смысле говорят об эволюции Солнечной системы, эволюции растительного и животного мира, эволюции человеческого общества.
Вот в таком значении, то есть как развитие, мы и будем понимать эволюцию.
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий.
Движение это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных и идеальных объектов.
В отличие от движения развитие это направленные, необратимые качественные изменения систем.
Процесс развития выступает как органическое единство
следующих существенных черт: необратимость, преемственность, возникновение нового, повторяемость, направленность.
Стабильность определенного характера направленности основывается на преемственности в развитии.
Новое никогда не возникает из ничего, оно включает некоторые элементы предшествующего состояния.
Повторяемость в процессе развития закрепляет некоторые исходные структуры, выполняет функцию их утверждения в процессе дальнейшего развития системы.
Необратимость выступает предпосылкой и необходимым условием поступательного характера направленного развития.
Необратимость это, по сути, невозможность возврата системы к пройденным этапам развития.
Существенной чертой направленного развития является упорядоченность, проявляющаяся как необратимая последовательность стадий развития.
В процессе развития принято выделять три основных типа:
профессивное, одноуровневое (или одноплоскостное) и регрессивное.
Поэтому
нравы В.
Н.
Севастьянов и И.
С.
Малолеткова, когда пишут, что они не признают тождественности категории «развития» и понятия
178

[стр.,179]

«прогресс».]Вот только нельзя согласиться с их доводом.
Они утверждают: «Только немногие из наших современников отказались от социального детерминизма, признав, наконец, за данность чрезвычайно важное обстоятельство, что в «любом объекте (системе) могут одновременно протекать прогрессивное изменение одних ее элементов, однопорядковое движение других, и регрессивное изменение третьих, в совокупности и
Л представляющих процесс развития».
Безусловно, в развитии любой системы происходят все указанные изменения, но когда указывают типы развития, то имеют в виду прежде всего господствующие типы изменения.
Любая система имеет свое начало существования, период становления, расцвета, упадка и гибели.
Этапность развития относится к общим закономерностям развития и признается многими учеными, но вот единства в определении этапов нет.
М.
В.
Алексеев и А.
В.
11анин придерживаются мнения, что « несомненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения существования.
Возникновение целостной органичной системы, ее исходной формы хотя и связано с развитием, однако не есть собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру, полагающее начало развитию.
Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление».3 С.
Т.
Мелюхин придерживается другого мнения: «Весь период существования материальных систем включает в себя четыре этапа: возникновение системы; восходящую стадию в ее развитии; простое 1 2 1 Севастьянов В.
Н., Малолеткова И.
С.
Социальная динамика: очерки теорий развития.
Учеб, пособие.
Красноярск.
Изд.
Красноярского гос.
ун-та.
1997.
С.
42.
2 Там же.
'
Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия.
Учебник.
М.: Проспект, 1999.
179 С.
447.


[стр.,207]

ГЛАВА IV.
РЕФОРМИРОВАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ § 1.
ПОСТЕПЕННОСТЬ И СКАЧКООБРАЗНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ Развитие представляет системный процесс.
Признавать системный характер развития это значит признавать, что в развитии явления соединены системообразующими связями и отношениями.
Вследствие этого и сами понятия, отражающие процесс развития должны быть
взаимосвязаными и должны образовывать единую систему.
В свете системного подхода процесс развития выступает как органическое единство таких его существенных черт как необратимость, преемственность, поступательность, возникновение качественно нового.

Проблема направленности развития всегда стояла в центре внимания ученых.
По мнению П.
Сорокина все ответы с точки зрения проблемы «откуда и куда» можно разделить на три группы: 1) линейные, 2) цикличные и 3) смешанные концепции (к числу последних относятся и концепции неполного, или вариантного повторения).1 В прошлых философских концепциях линейность и цикличность трактовались как разорванные и противопоставленные друг другу.
Цикличность понималась как замкнутое в себе и вечно повторяющееся движение.
Линейность выступала в образе летящей стрелы.
В реальном мире всякий процесс развития происходит в форме неразрывной связи цикличности и линейности.
Например, цикличное, осевое вращение планет связано с одновременным их движением по орбите.
Структура ДНК 1 Сорокин П.
Социальная и культурная динамика.
М.
1999.
С.
24.
207

[Back]