Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 26]

26 частности, в изучении обществ так называемого азиатского способа производства.
Но в целом для марксистской концепции, также как для гегелевской, характерна недостаточная разработка таких типов социальной динамики как линейный, так и циклический.
В социальной действительности циклические, линейные и спиралевидные процессы выступают не как параллельные или следующие друг за другом через определенные интервалы времени, а как взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимопроникающие моменты одного целостного процесса развития.
Иными словами, диалектика социального развития такова, что в нем одновременно присутствуют и цикличность, и линейность, и спиралевидность в многообразии своих исторических форм проявления.

Указанные признаки характерны для социальной динамики, представленной в классической философии.
Классическая концепция социальной динамики содержит концептуальные предпосылки принципа нелинейности.
Спираль представляет собой совокупность витков (стадий), которые обладают качеством взаимоподобия и одновременно, взаиморазличия, повторяясь посредством разрыва одного цикла и замены его другим.
Из этого следует, что переход от одной стадии к другой сопровождается перестройкой структурных элементов от предшествующего уровня к последующему.
Такими элементами в социальной системе являются институты, социальные субъекты и индивидуумы, взаимодействие между которыми упорядочивание или хао'гизация, приближают к критической точке наличную стадию, и приводят к развитию или упадку систему на ее новом витке.
Переход к последующей стадии можно определить как разрыв или взрыв-перестройку, создающий элементы нового порядка и отрицающий предшествующий.
Таким образом, основным методологическим недостатком классической парадигмы социальной
[стр. 210]

В социальной действительности циклические, линейные и спиралевидные процессы выступают не как параллельные или следующие друг за другом через определенные интервалы времени, а как взаимосвязанные, взаимообусловленные и взаимопроникающие моменты одного целостного процесса развития.
Иными словами, диалектика социального развития такова, что в нем одновременно присутствуют и цикличность, и линейность, и спиралевидность в многообразии своих исторических форм проявления.

В процессе развития социальная система проходит следующие этапы: возникновение, становление, расцвет и преобразование.
Все многообразие этапов развития целостных систем при определенном обобщении можно свести к двум основным видам, закономерно связанным между собой и представляющим единую цепь развития путем следования друг за другом: этапу реализующемуся в форме сохранения целостности системы, ее структуры, качественной определенности, и этапу, формой которого является переход системы, осуществляющейся как процесс изменения их структуры, целостности, качества, внутренних детерминант существования.
Первый этап представляет собой совокупность процессов накопления количественных изменений.
Второй этап диалектический переход от одного качественного состояния к другому качественному состоянию.
На первом этапе происходят незначительные, медленные, постепенные изменения в явлениях социальной действительности.
Поскольку любая социальная система есть единство элементов и структуры, то развитие должно быть связано с изменениями в сфере элементов и структуры.
Таким образом, возможны три пути развития систем: 1) развитие достигается за счет усложнения элементов, образующих данное явление; 210

[Back]