36 всестороннее развертывание количественной определенности системы, и в то же время идет процесс формирования элементов нового. Здесь происходят не только количественные изменения, но и некоренные, не затрагивающие основы систем, качественные изменения. Появление элементов нового в рамках системы означает начало этапа ее преобразования. В философской литературе отмечается, что процесс преобразования какой-либо системы есть одновременно процесс возникновения новой системы; соответственно механизм преобразования тождествен механизму возникновения. Другими словами, весь процесс развития можно представить как отрицание отрицания, где этапы возникновения и становления подвергаются отрицанию в зрелом состоянии системы, а на этапе преобразования в свою очередь происходит отрицание зрелости и возврат к возникновению и становлению. Суть процесса преобразования общественных систем была сформулирована К. Марксом следующим образом: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или что является только юридическим выражением последних с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».1 Преобразование может отражать, как конечный этап в развитии системы, прекращение ее существования, так и превращение системы в элемент другой, высшей системы. 1 Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 13. С. 7. |
феодализму на начальной стадии оброчная земельная рента, а на высшей стадии денежная феодальная земельная рента. На этапе расцвета капитализма ручной труд заменен машинами. Машинное производство становится господствующей отраслью производства. При дальнейшем совершенствовании капитализма происходит переход к производству машин машинами. Система, вступившая в этап расцвета, одновременно становится элементом другой высшей системы. На этом этапе происходит всестороннее развертывание количественной определенности системы, и в то же время идет процесс формирования элементов нового. Здесь происходят не только количественные изменения, но и некоренные, не затрагивающие основы систем, качественные изменения. Появление элементов нового в рамках системы означает начало этапа ее преобразования. В философской литературе отмечается, что процесс преобразования какой-либо системы есть одновременно процесс возникновения новой системы; соответственно механизм преобразования тождествен механизму возникновения. Другими словами, весь процесс развития можно представить как отрицание отрицания, где этапы возникновения и становления подвергаются отрицанию в зрелом состоянии системы, а на этапе преобразования в свою очередь происходит отрицание зрелости и возврат к возникновению и становлению. Суть процесса преобразования общественных систем была сформулирована К. Марксом следующим образом: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или чтоО является только юридическим выражением последних с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их 1X 5 оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».1 Преобразование может отражать, как конечный этап в развитии системы, прекращение ее существования, так и превращение системы в элемент другой, высшей системы. Итак, социальная система в своем развитии проходит этапы: возникновение, становление, расцвет и преобразование.1 2 Рассмотрим эти этапы на примере конкретной социальной системы государства. 1. Возникновение системы создание предпосылок государства. Для первобытного общества характерна кровнородственная природа коллектива, поглощенность индивида родом. Люди объединялись в родовые общины и племена, так как выжить в одиночку было невозможно. Они добывали себе средства существования охотой, рыболовством, собирательством съедобных плодов и злаков, то есть вели так называемое «присваивающее хозяйство». В родовой общине все добываемое находилось в общественной собственности и делилось поровну, поэтому отсутствовало неравенство: все были равны и свободны. Разделение труда существовало по возрасту и полу. Однако уже в родовом обществе появляется власть, которая была необходима, чтобы руководить, управлять обществом, обеспечивать нормальные условия его жизнедеятельности, упорядочивать поведение людей и поддерживать порядок. Власть в первобытном обществе это еще отнюдь не государственная власть. Ее особенностью является отсутствие специальных, выделенных из общества органов (правительство, полиция, суды и т. п.), осуществляющих управление и принуждение. Это была общественная власть, при которой наиболее важные вопросы (например, войны и мира) решались на общем собрании всех взрослых членов рода. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7. 2 Цырендоржиева Д. Ш. Основные этапы развития социальных систем // Актуальные проблемы современной науки. М., 2002, № 2. 186 |