Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 59]

59 как бросание игральной кости»1.
В этот момент случайность может сыграть существенную роль в будущей судьбе системы.
Случайность является источником возникновения нового в мире и условием появления относительного порядка и сохранения устойчивости в сложно организованных системах.
Синергетический подход к изучению общества предполагает изучение его в неравновесности, динамичности, способности к альтернативным путям эволюции.
Общество как сложная высокоорганизованная система обладает’ рядом свойств, которые присущи всем системам как органическим, так и неорганическим.
В частности, как и все системы, общество характеризуется целостностью, поэтому главным в системах выступает их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом.
Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы.

Между целостностью системы и ее интегративным качеством прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы
целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе в целом.
Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента, соединяющего все другие компоненты, которое и позволяет множеству стать целостностью.
Итак, социальная система обладает развитой взаимосвязью своих свойств как целого и свойств составляющих
се элементов.
1 Пригожи» И.
Время.
Хаос.
Квант / И.
Пригожи», И.
Стенгерс.
М.: Прогресс, 1994.
С.70.
[стр. 119]

взаимосвязаны, тем не менее, в теории «социального действия» они являются независимыми.
Общество как социальная система оказывается противопоставленным культуре и личности, а культура и личность обществу.
Г.В.
Осипов вводит понятие «социетальная система» для характеристики общества в целом.
Он пишет: «Система социетальная ...система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом».1 Социальную систему Г.
В.
Осипов рассматривает как структурный элемент социальной реальности.2 В философской литературе существует и другой подход, при котором социальное рассматривается в качестве одной из основных форм движения материи.
«Общество» и «социальная система» выступают как синонимы/' В параграфе «Классификация систем» мы отмечали, что системы можно классифицировать по основным формам движения материи.
Социальная форма движения материи предстает как глобальная социальная система.
Общество как сложная высокоорганизованная система обладает рядом свойств, которые присущи всем системам как органическим, так и неорганическим.
В частности, как и все системы, общество характеризуется целостностью, поэтому главным в системах выступает их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом.
Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы.
Между целостностью системы и ее интегративным качеством прослеживается диалектическая взаимосвязь: интегративное качество генерируется в процессе становления системы
'Энциклопедический социологический словарь.
М.: ИСПИ РАН, 1995.
С.672.
Там же.
С.
671.
Краснов В.
М.
К понятию общества как социальной системы // Философские науки, 1977, № 2.
С.
31; Крапивенский С.
Э.
Социальная философия.
Учебник для вузов.
М.: Владос, 1998.
С.
73.
119

[стр.,120]

целостностью и в то же время выступает гарантом данной целостности, в том числе за счет преобразования компонентов системы соответственно природе в целом.
Такая интеграция становится возможной благодаря наличию в системе системообразующего компонента, соединяющего все другие компоненты, которое и позволяет множеству стать целостностью.
Итак, социальная система обладает развитой взаимосвязью своих свойств как целого и свойств составляющих
ее элементов.
Общество в целом как система имеет сверхсложное и иерархическое строение.
В нем можно выделить различные уровни, вертикальные и горизонтальные «срезы», которые связаны между собой соподчинительными линиями, подчиняясь в то же время командам, исходящим от системы в целом.
Здесь следует отметить, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна.
Каждая подсистема, каждый уровень социальной системы одновременно и неиерархичен, то есть обладает известной степенью автономии, что отнюдь не ослабляет систему в целом, но, напротив, усиливает ее: позволяет более гибко и оперативно отвечать на поступающие извне сигналы, не перегружать верхние уровни системы такими функциями и реакциями, с которыми вполне могут справиться низлежащие уровни целостности.
Общество в целом обладает управлением как специфическим способом регулирования взаимосвязей между уровнями.
Общество имеет свою историю становления и развития.
В общем плане общество как система имеет четыре относительно самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных аспекта: структуру, функционирование, организацию и историю, которые аналогичны свойствам сложных систем: существованию, жизнедеятельности, действию и становлению.
Структура общества как системы это совокупность устойчивых, изменяющихся в пространстве и времени, внузренних связей и отношений между различными общественными институтами и процессами: экономическим базисом, надстройкой, социальными группами людей и т.
д.
120

[стр.,149]

общественной жизни.
Речь идет об их производственной, политической, правовой, нравственной, эстетической, религиозной, семейно-бытовой и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях, а также о результатах этой деятельности, воплощенных в предметах материальной культуры, социально-политическом строе общества, духовных ценностях и т.
д.
Следует отметить, что в действительности в общественных отношениях выражаются не все общественные связи, не весь «поток человеческой жизни», а, прежде всего, социально-типичные, объективнонеобходимые взаимодействия людей, характерные способы и формы общественных связей.
Здесь уместна аналогия между индивидуальным и общественным сознанием.
Хотя всякое индивидуальное сознание является по своей природе общественным, мы, тем не менее, особо выделяем наряду с ним общественное сознание.
Общество, как целостная система, обладает сложным внутренним строением, в котором структурные уровни организации различного уровня взаимно воздействуют друг на друга, образуя целые комплексы с разнородными связями и отношениями.
В нем можно выделить различные уровни, в виде подсистем, подподсистем и т.
д., которые связаны между собой соподчинительными линиями, не говоря уже о подчинении каждого из них командам, идущим от системы в целом.
В то же время надо учитывать, что внутрисистемная иерархичность не абсолютна, а относительна.
Каждая подсистема обладает известной степенью автономности.
Поскольку социальные системы целостны, то главное в системах это их интегративное качество, не свойственное образующим их частям и компонентам, но присущее системе в целом.
Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы.

Общественный организм есть множество сложных структур, каждая из которых представляет собой не просто совокупность, набор 149

[Back]