Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 78]

«каждый биолог в состоянии в контролируемом опыте проследить эволюционный путь развития формы растения, ее изменения и зафиксировать самый переход одной формы в другую, переход, совершающийся скачкообразно, революционным путем»1.
Такой же подход к рассмотрению революции прослеживается и у Н.П.
Дубинина.
«Среди многих скачков революций, пишет Н.П.
Дубинин, в истории жизни два, по-видимому, следует признать основными.
Это, во-первых, переход от неорганического мира к органическому, то есть появление жизни, и, во-вторых, возникновение сознания, то есть появление
человека»2.
Революцию Ю.Н.
Назаров рассматривает как восходящее качественное изменение в условиях общественной жизни3.
Он приводит следующие определения: «восходящие количественные изменения (эволюция); восходящие качественные изменения (революция); восходящие качественные и количественные изменения в совокупности (прогресс)»4.
М.А.
Селезнев выдвигает положение: «обозначать термином «революция» лишь те революционные процессы, которые характеризуются сознательностью и планомерностью, и отказаться от обозначения термином «революция» промышленного переворота и переворотов в технике и науке, в частности в физике, как процессов, в основе своей стихийных»5.
78 1 Философские вопросы современной биологии.М.: Изд-во АН СССР, 1951.С.
49.
2 Дубинин Н.П.
Философские и социологические аспекты генетики человека
/Н.П.
Дубинин // Вопросы философии.
1971.
№ 1.
С.
36.
3 Назаров Ю.Н.
Революция как предмет социально-философского исследования: автореф.
дисс.
...
докт.
филос.
наук / Ю.Н.
Назаров.
Нижний Новгород, 2006.
С.
24.
4 Там же, С.
25.
5 Селезнев М.А.
Социальная революция / М.А.
Селезнев.
М.: Изд-во МГУ, 1971.С.
234.
[стр. 256]

пишет, что слово «революция» является одним из самых широко распространенных и неверно употребляемых слов как в специальной научной литературе, так и вне ее.
Оно получило множество значений, что позволяет его «легко, как кожу хамелеона, приспосабливать к самым различным взглядам, использовать в различных целях».'Английский исследователь А.
Кохэн также указывает на наличие «настолько больших различий в определениях революции, что подчас можно подумать, что их авторы говорят о совершенно различных явлениях».1 2 Большинство ученых полагают, что термин революция применим только к общественным явлениям.
Например, М.
Л.
Тузов приводит следующее определение: «...
под революцией разумеется общественное по своей природе преобразование, в ходе которого происходит коренное и радикальное изменение общества в целом, либо отдельных его частей, относительно самостоятельное по отношению к целому».3 В тоже время некоторые авторы высказываются о революциях, происходящих не только в обществе, но и в живой природе.
А.
А.
Сухов понимает скачок и революцию как тождественные понятия.
В превращениях членистоногих, в частности, бабочки по схеме: яйцо гусеница куколка бабочка он видит три революции.4 В.
Н.
Столетов так же отождествляет понятия скачок и революция.
Он пишет, что «каждый биолог в состоянии в контролируемом опыте проследить эволюционный путь развития формы растения, ее изменения и зафиксировать самый переход одной формы в другую, переход, 1 ТЬе 8осю1о&у оГКеуокШоп.
СЫса^о, 1973.
Р.
2.
2 СоЬап А.
5.
ТЬеопез оГКеуо1ииоп: Ап 1Мгос1исПоп.
Ые\у Уогк: На1з1ес1 Ргезз, 1975.
Р.
И.
Гузов М.
Л.
Революция и история (методологический аспект).
Казань: Издательство Казанского ун-та, 1991.
С.
11.
4 Сухов А.
А.
Идеи революции и эволюции в естествознании.
Одесса, 1924.
256 С.
52-53.


[стр.,257]

совершающийся скачкообразно, революционным путем».1 Такой же подход к рассмотрению революции прослеживается и у Н.
П.
Дубинина.
«Среди многих скачков революций, пишет Н.
П.
Дубинин, в истории жизни два, по-видимому, следует признать основными.
Это, во-первых, переход от неорганического мира к органическому, то есть появление жизни, и вовторых, возникновение сознания, то есть появление
человека».1 2 М.
Л.
Селезнев выдвигает предложение «обозначать термином «революция» лишь те революционные процессы, которые характеризуются сознательностью и планомерностью, и отказаться от обозначения термином «революция» промышленного переворота и переворотов в технике и науке, в частности в физике, как процессов, в основе своей стихийных».3 * Некоторые ученые определяют революцию в буквальном смысле как политический переворот.
Например, в качестве политического переворота рассматривал революцию П.
Сорокин.1 Большинство ученых политическую революцию считают составной частью социальной революции.
Они выступают против отождествления этих понятий.
Н.
А.
Симония определяет социальную революцию как эпоху общественного переворота, а политическую революцию как частный момент «этого общественного переворота (политический акт ниспровержения старой власти, уничтожение старых отношений)».5 С.
Э.
Крапивенский так же употребляет понятие «социальная революция» как содержание эпохи перехода к новой, более 1 Философские вопросы современной биологии.
М.:
Издательство АН СССР, 1951.
С.
49.
Л " Дубинин Н.
П.
Философские и социологические аспекты генетики человека //
Вопросы философии.
1971, 1.
С.
36.
3 Селезнев М.
А.
Социальная революция.
М.: Издательство МГУ, 1971.
С.
234.
1 Сорокин П.А.
Система социологии.
В 2-х т.т.
М.: Наука.
1993.
5 Симония Н.
А.
Страны востока: пути развития.
М.: Паука, 1975.
С.
16.
257

[Back]