Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 79]

79 Некоторые ученые определяют революцию в буквальном смысле как политический переворот.
Например, в качестве политического переворота рассматривал революцию П.
Сорокин1.
Большинство ученых политическую революцию считают составной частью социальной революции.
Они выступают против отождествления этих понятий2.
Н.А.
Симония определяет социальную революцию как эпоху общественного переворота, а политическую революцию как частный момент «этого общественного переворота (политический акт ниспровержения старой власти, уничтожение старых
отношений)»3.
С.Э.
Крапивенский так же употребляет понятие «социальная революция» как содержание эпохи перехода к новой, более
прогрессивной ступени развития.
«Тем самым мы отмежевываемся, пишет он, от тех, кто под социальной революцией подразумевают форму или способ перехода
...»4.
С.Э.
Крапивенский утверждает, что социальные революции включают в себя переворот в экономике, политике, культуре, нравственный прогресс, идеологическую и психологическую переделку
общества5.
А.С.
Ковальчук придерживается такого же мнения, что политическую революцию следует отличать от социальной революции.
При этом он, отмечая многообразие форм политической революции, пишет, что «как бы ни происходила ликвидация господствующего политического строя, быстро или медленно, путем вооруженной борьбы или сравнительно мирно, более разрушительно или менее разрушительно,
1 8огокт Р.
ТЬе 8осю1о§у оГК.еуо1ийоп / Р.
8огокт.
* РЫ1аёе1рЫа, 1925.
2 Симония Н.Л.
Страны востока: пути развития / Н.А.
Симония.
М.: Наука, 1975.
С.
16; Черненко С.Н.
Теория социальной революции (Методологический аспект) / С.Н.
Черненко.
М.: Изд-во УДН, 1990.
С.
23; Олех Л .Г.
Цивилизация и революция / Л.Г.
Олех.
Новосибирск: Наука.
Сиб.
отд-е, 1989.
-С.
65 и др.
3 Симония Н.А.
Страны востока: пути развития / Н.А.
Симония.
М.: Наука, 1975.
С.
16.
4 Крапивенский С.Э.
Социальная философия / С.Э.
Крапивенский.
М.: Гуманитарный изд.
центр Владос, 1998.
-С.
315.

5 Там же.
С.
316.
[стр. 257]

совершающийся скачкообразно, революционным путем».1 Такой же подход к рассмотрению революции прослеживается и у Н.
П.
Дубинина.
«Среди многих скачков революций, пишет Н.
П.
Дубинин, в истории жизни два, по-видимому, следует признать основными.
Это, во-первых, переход от неорганического мира к органическому, то есть появление жизни, и вовторых, возникновение сознания, то есть появление человека».1 2 М.
Л.
Селезнев выдвигает предложение «обозначать термином «революция» лишь те революционные процессы, которые характеризуются сознательностью и планомерностью, и отказаться от обозначения термином «революция» промышленного переворота и переворотов в технике и науке, в частности в физике, как процессов, в основе своей стихийных».3 * Некоторые ученые определяют революцию в буквальном смысле как политический переворот.
Например, в качестве политического переворота рассматривал революцию П.
Сорокин.1 Большинство ученых политическую революцию считают составной частью социальной революции.
Они выступают против отождествления этих понятий.
Н.
А.
Симония определяет социальную революцию как эпоху общественного переворота, а политическую революцию как частный момент «этого общественного переворота (политический акт ниспровержения старой власти, уничтожение старых
отношений)».5 С.
Э.
Крапивенский так же употребляет понятие «социальная революция» как содержание эпохи перехода к новой, более
1 Философские вопросы современной биологии.
М.: Издательство АН СССР, 1951.
С.
49.
Л " Дубинин Н.
П.
Философские и социологические аспекты генетики человека // Вопросы философии.
1971, 1.
С.
36.
3 Селезнев М.
А.
Социальная революция.
М.: Издательство МГУ, 1971.
С.
234.
1 Сорокин П.А.
Система социологии.
В 2-х т.т.
М.: Наука.
1993.
5 Симония Н.
А.
Страны востока: пути развития.
М.: Паука, 1975.
С.
16.
257

[стр.,258]

прогрессивной ступени развития.
«Тем самым мы отмежевываемся, пишет он, от тех, кто под социальной революцией подразумевают форму или способ перехода ...»' С.
Э.
Крапивенский утверждает, что социальные революции включают в себя переворот в экономике, политике, культуре, нравственный прогресс, идеологическую и психологическую переделку
общества.1 2 Л.С.Ковальчук придерживается такого же мнения, что политическую революцию следует отличать от социальной революции.
При этом он, отмечая многообразие форм политической революции, пишет, что «как бы ни происходила ликвидация господствующего политического строя, быстро или медленно, путем вооруженной борьбы или сравнительно мирно, более разрушительно или менее разрушительно,
однократно или через ряд последовательных этапов, она всегда была необходимым средством решения задач социального развития классово-антагонистического общества, необходимым этапом исторического прогресса».3 4 М.
Д.
Северьянов считает, что «...
всякая революция осуществляется в три этапа.
Первый слом старой власти.
Второй формирование новой революционной.
И третий самый сложный конструктивное решение тех социально-экономических и политических проблем, которые и привели к революции».'1 С.
Н.
Черненко, рассматривая политическую революцию как составную часть социальной революции, выделяет в качестве основных 1 Крапивенский С.
Э.
Социальная философия.
Учеб.
М.: Гуманитарный изд.
центр Владос, 1998.
С.
315.

2 Там же.
С.
316.
Ковальчук А.
С.
Становление нового качества в развитии общества.
М.: Наука, 1968.
С.
53.
4 Северьянов М.
Д.
Размышления о революции.
Учеб, пособие.
Красноярск.
258 1998.
С.
8.

[Back]