84 наименее кризисна только эволюционная модель развития, основанная как раз на постепенном изменении существующих в российской экономике производственных и экономических отношений, на непрерывном инвестиционном обновлении производственного базиса. Экономическое развитие страны должно идти только по эволюционному пути на основе достигнутого уровня развития производительных сил. Для России, с учетом ее несомненной исторической специфики, это единственно возможный путь перехода к новым экономическим и производственным отношениям»1. А. Яковлев также высказывается против революции, обосновывая необходимость эволюционного пути развития: « Тем не менее, вывод очевиден: эволюционные перемены должны стать образом жизни, а способность к ним основополагающим критерием нравственности любой системы, ее жизнеспособности с точки зрения экономики, права, политического устройства»2. По мнению академика Н.Н. Моисеева, эволюция любой сложной системы состоит из чередований спокойных («дарвиновских», эволюционных) периодов с периодами стремительных катастрофических перестроек3. Н.Н. Моисеев рассматривает развитие процесса антропогенеза, а затем и истории человечества как эволюцию сложной динамической системы, перемежающуюся чередой катастроф (бифуркаций, по терминологии Анри Пуанкаре), преодоление которых приводило к изменению самого характера эволюционного процесса. Само 1 Беляков А.А. Эволюционная модель реформирования российской экономики / А.А. Беляков. М.: РАГС, 1995. С. 5 6. 2 Яковлев А. Социальные альтернативы века / А. Яковлев // Свободная мысль. М., 1993. № 17-18.С. 13. 3 Моисеев Н.Н. Системная организация биосферы и концепция коэволюции / Н.Н. Моисеев // Общественные науки и современность. -2000. № 2. С. 123-124. |
К. Поппер пишет: «... используя метод частных социальных решений, можно преодолеть самую большую практическую сложность, касающуюся политических реформ, а именно использовать для реализации нашей программы разум, а не страсти и насилие. При этом появится возможность достигнуть разумный компромисс и, следовательно, улучшить существующую ситуацию с помощью демократических методов».1 В марксистской концепции общественного развития теория социальной революции занимает центральное место. Теоретики марксизмаленинизма рассматривали социальные революции в качестве рычага, посредством которого происходит смена общественно-экономических формаций, и считали, что революции являются мощными ускорителями исторического развития, которые приводят к быстрым и коренным переменам во всех сферах жизни общества. В последнее десятилетие XX века появилось среди отечественных ученых много сторонников эволюционного пути развития общества. Такую точку зрения выразил А. А. Беляков: «наиболее рациональна и наименее кризисна только эволюционная модель развития, основанная как раз на постепенном изменении существующих в российской экономике производственных и экономических отношений, на непрерывном инвестиционном обновлении производственного базиса. Экономическое развитие страны должно идти только по эволюционному пути на основе достигнутого уровня развития производительных сил. Для России, с учетом ее несомненной исторической специфики, это единственно возможный путь перехода к новым экономическим и производственным отношениям».2 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1 / Пер. с англ. М.: Феникс «Культурная инициатива», 1992. С. 201. Беляков А. А. Эволюционная модель реформирования российской экономики. М.: РЛГС, 1995. С. 5 6. 263 А. Яковлев также высказывается против революции, обосновывая необходимость эволюционного пути развития: « Тем не менее вывод очевиден: эволюционные перемены должны стать образом жизни, а способность к ним основополагающим критерием нравственности любой системы, се жизнеспособности с точки зрения экономики, права, политического устройства».1 В основном реформа определяется как преобразование, любое изменение социальной системы или какой-либо из ее сфер. При этом акцент делается на том, что революция предполагает неизбежно применение насилия, в то время, как реформа отрицает его. В Краткой философской энциклопедии читаем следующее определение: «Революция (от позднелат. ге\'о1иПо поворот, переворот) 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя в противоположность эволюции, постепенному изменению».2 В этом определении революция ассоциируется со скачком-взрывом, когда автор говорит о внезапном изменении существующего строя. Это будет неверным, так как переход от одного качественного состояния в другое может происходить и постепенно, не обязательно в форме взрыва. Автор подчеркивает, что революция это насильственное изменение строя. Подобную точку зрения выражает и В. В. Савчук. «Революция, пишет он, предполагает насильственное свержение 1 Яковлев А. Социальные альтернативы века // Свободная мысль. М., 1993, № 17-18. С. 13. " Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс»«Энциклоиедия», 1994. С. 389. 264 |