Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 85]

85 начало процесса становления человека ученый связывает тоже с катастрофой: ухудшение климата привело к вытеснению из зоны тропического леса его самых слабых обитателей; ими были наши предки.
Н.Н.
Моисеев указывает также на палеолитическую и неолитическую общепланетарные бифуркации.
По мнению ученого, теперь человечество оказалось на пороге общепланетарного экологического кризиса, на пороге бифуркации, способной не только изменить весь характер нашей цивилизации, но и прекратить ее существование1 2.
Какой путь развития предпочтительнее: путь реформ или путь революций всегда волновал историков, философов.
Идеи Э.
Бернштейна
0 необходимости сосредоточить внимание на реформах, как главном пути к социализму, стали основополагающими для социал-демократии.
Не только революция может привести к коренному качественному преобразованию общества, но и эволюционное развитие посредством реформ способно сопровождаться качественными изменениями в политическом и экономическом строе общества.
На это обстоятельство
л обращал внимание французский философ ХУШ века Ж.А.
Кондорсе .
Г.
Спенсер, как один из основателей учения социал-дарвинизма, в своей теории эволюции общества делал акцент на биологические факторы.
Л.
Уорд брал за основу общественного развития «психические факторы цивилизации».
О.
Конт сводил развитие общества к его интеллектуальной эволюции.

К.
Поппер пишет: «...
используя метод частных социальных решений, можно преодолеть самую большую практическую сложность, касающуюся политических реформ, а именно использовать для
1 Там же.
С.
127.
2 Кондорсе Ж.А.
Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума /
Ж.А.
Кондорсе.
М.: Соцэкгиз, 1936.
-С.
223.
[стр. 262]

духовной областях, а включает в себя и переворот в производительных силах, как определяющую основу всех других переворотов в общественной жизни ...»' Какой путь развития предпочтительнее: путь реформ или путь революций всегда волновал историков, философов.
Идеи Э.
Бернштейна
о необходимости сосредоточить внимание на реформах, как главном пути к социализму, стали основополагающими для социал-демократии.
Не только революция может привести к коренному качественному преобразованию общества, но и эволюционное развитие посредством реформ способно сопровождаться качественными изменениями в политическом и экономическом строе общества.
На это обстоятельство
обращал внимание французский философ XVIII века Ж.
Л.
Кондорсе.” Г.
Спенсер, как один из основателей учения социал-дарвинизма, в своей теории эволюции общества делал акцент на биологические факторы.
Л.
Уорд брал за основу общественного развития «психические факторы цивилизации».
О.
Конт сводил развитие общества к его интеллектуальной эволюции.

Две разновидности движения влияют на развитие общества, писал он: «одно разрушения, другое преобразования.
Первое, рассматриваемое отдельно, увлекает общество к глубокой моральной и политической анархии, которая как бы угрожает ему будущим неизбежным разложением.
Второе толкает его к окончательному социальному строю человеческого рода, наиболее соответствующему его природе ...»3 Великая французская революция послужила для Конта отрицательным примером, поэтому он стал противником всякой революции, отстаивая идею реформирования общества.
1 2 1 Селезнев М.
А.
Социальная революция.
М.: Изд.
МГУ, 1971.
С.
236.
2 Кондорсе Ж.
А.
Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума.

М.: Соцэкгиз, 1936.
С.
223.
Конт О.
Система позитивной политики // Родоначальники позитивизма.
Вып.
2.
Спб: Брокгауз-Еврон, 1910.
С.
81.
262

[стр.,263]

К.
Поппер пишет: «...
используя метод частных социальных решений, можно преодолеть самую большую практическую сложность, касающуюся политических реформ, а именно использовать для
реализации нашей программы разум, а не страсти и насилие.
При этом появится возможность достигнуть разумный компромисс и, следовательно, улучшить существующую ситуацию с помощью демократических методов».1 В марксистской концепции общественного развития теория социальной революции занимает центральное место.
Теоретики марксизмаленинизма рассматривали социальные революции в качестве рычага, посредством которого происходит смена общественно-экономических формаций, и считали, что революции являются мощными ускорителями исторического развития, которые приводят к быстрым и коренным переменам во всех сферах жизни общества.
В последнее десятилетие XX века появилось среди отечественных ученых много сторонников эволюционного пути развития общества.
Такую точку зрения выразил А.
А.
Беляков: «наиболее рациональна и наименее кризисна только эволюционная модель развития, основанная как раз на постепенном изменении существующих в российской экономике производственных и экономических отношений, на непрерывном инвестиционном обновлении производственного базиса.
Экономическое развитие страны должно идти только по эволюционному пути на основе достигнутого уровня развития производительных сил.
Для России, с учетом ее несомненной исторической специфики, это единственно возможный путь перехода к новым экономическим и производственным отношениям».2 Поппер К.
Открытое общество и его враги.
Т.
1 / Пер.
с англ.
М.: Феникс «Культурная инициатива», 1992.
С.
201.
Беляков А.
А.
Эволюционная модель реформирования российской экономики.
М.: РЛГС, 1995.
С.
5 6.
263

[Back]