Проверяемый текст
Цырендоржиева Дари Шойбоновна. Методологические проблемы системных исследований в социальном познании (Диссертация 2002)
[стр. 86]

86 реализации нашей программы разум, а не страсти и насилие.
При этом появится возможность достигнуть разумный компромисс и, следовательно, улучшить существующую ситуацию с помощью демократических методов»1
2.
В основном реформа определяется как преобразование, любое изменение социальной системы или какой-либо из ее сфер.
При этом акцент делается на том, что революция пред пол агает неизбежно применение насилия, в то время как реформа отрицает его.

Подобную точку зрения выражает М.Д.
Северьянов: «Свойством всякой революции является террор и гражданская война»2.
А.
Яковлев отмечает: «Сторонники революции везде и всегда оправдывали свой выбор в пользу насилия тем, что не было иных средств вырваться из пут угнетения, несправедливости, бесчеловечности старых порядков, сломать окаменевшую и тем сильную крепость реакции.
Сторонников эволюции, напротив, отвращало именно насилие.
Не отрицая необходимости прогресса, отвергая несправедливость, они, тем не менее, обоснованно указывали на то, что революции, деформированные логикой насилия, часто пожирают собственных
детей»3.
Т.
Ш.
Эйзенштадт полагает, что наиболее распространенный образ революции создан революционерами, а также социологами и имеет несколько основных составляющих: насилие, новизна и всеобщность перемен.
«Революция характеризуется, пишет он, как самый
1 Поппер К.
Открытое общество и его враги / К.
Поппер: Пер.
с англ.
М.: Феникс «Культурная инициатива», 1992.

Т.
1.
С.
201.
2 Северьянов М.Д.
Размышления о революции / М.Д.
Северьянов.Красноярск: КрасГАСА, 1998.-С.23.
3 Яковлев А.
Социальные альтернативы века / А.
Яковлев // Свободная мысль.
М., 1993.№ 17-18.-С.
12.
[стр. 263]

К.
Поппер пишет: «...
используя метод частных социальных решений, можно преодолеть самую большую практическую сложность, касающуюся политических реформ, а именно использовать для реализации нашей программы разум, а не страсти и насилие.
При этом появится возможность достигнуть разумный компромисс и, следовательно, улучшить существующую ситуацию с помощью демократических методов».1
В марксистской концепции общественного развития теория социальной революции занимает центральное место.
Теоретики марксизмаленинизма рассматривали социальные революции в качестве рычага, посредством которого происходит смена общественно-экономических формаций, и считали, что революции являются мощными ускорителями исторического развития, которые приводят к быстрым и коренным переменам во всех сферах жизни общества.
В последнее десятилетие XX века появилось среди отечественных ученых много сторонников эволюционного пути развития общества.
Такую точку зрения выразил А.
А.
Беляков: «наиболее рациональна и наименее кризисна только эволюционная модель развития, основанная как раз на постепенном изменении существующих в российской экономике производственных и экономических отношений, на непрерывном инвестиционном обновлении производственного базиса.
Экономическое развитие страны должно идти только по эволюционному пути на основе достигнутого уровня развития производительных сил.
Для России, с учетом ее несомненной исторической специфики, это единственно возможный путь перехода к новым экономическим и производственным отношениям».2 Поппер К.
Открытое общество и его враги.
Т.
1 / Пер.
с англ.
М.: Феникс «Культурная инициатива», 1992.

С.
201.
Беляков А.
А.
Эволюционная модель реформирования российской экономики.
М.: РЛГС, 1995.
С.
5 6.
263

[стр.,264]

А.
Яковлев также высказывается против революции, обосновывая необходимость эволюционного пути развития: « Тем не менее вывод очевиден: эволюционные перемены должны стать образом жизни, а способность к ним основополагающим критерием нравственности любой системы, се жизнеспособности с точки зрения экономики, права, политического устройства».1 В основном реформа определяется как преобразование, любое изменение социальной системы или какой-либо из ее сфер.
При этом акцент делается на том, что революция предполагает неизбежно применение насилия, в то время, как реформа отрицает его.

В Краткой философской энциклопедии читаем следующее определение: «Революция (от позднелат.
ге\'о1иПо поворот, переворот) 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя в противоположность эволюции, постепенному изменению».2 В этом определении революция ассоциируется со скачком-взрывом, когда автор говорит о внезапном изменении существующего строя.
Это будет неверным, так как переход от одного качественного состояния в другое может происходить и постепенно, не обязательно в форме взрыва.
Автор подчеркивает, что революция это насильственное изменение строя.
Подобную точку зрения выражает и В.
В.
Савчук.
«Революция, пишет он, предполагает насильственное свержение 1 Яковлев А.
Социальные альтернативы века // Свободная мысль.
М., 1993, № 17-18.
С.
13.
" Краткая философская энциклопедия.
М.: Изд.
группа «Прогресс»«Энциклоиедия», 1994.
С.
389.
264

[стр.,265]

власти господствующего класса, принудительную ломку всей отжившей структуры старого общества».1 А.
Яковлев отмечает: «Сторонники революции везде и всегда оправдывали свой выбор в пользу насилия тем, что не было иных средств вырваться из пут угнетения, несправедливости, бесчеловечности старых порядков, сломать окаменевшую и тем сильную крепость реакции.
Сторонников эволюции, напротив, отвращало именно насилие.
Не отрицая необходимости прогресса, отвергая несправедливость, они тем не менее обоснованно указывали на то, что революции, деформированные логикой насилия, часто пожирают собственных
детей».2 Ш.
Эйзенштадт полагает, что наиболее распространенный образ революции создан революционерами, а также социологами и имеет несколько основных составляющих: насилие, новизна и всеобщность перемен.
«Революция характеризуется, пишет он, как самый
интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений».' С подобными взглядами, что революция обязательно сопровождается с насилием, нельзя согласиться, так как будет неточным утверждение, что реформа предполагает отсутствие насилия.
Ведь насилие может иметь различные формы, масштабы и границы применения.
А.
Кохэн отмечает неконкретность понятия насилия, иод которым разные исследователи подразумевают совершенно различные процессы, и приходит к выводу, что 1 Савчук В.
В.
Социальная реформа в развитии общества (Методологические проблемы).
Автореферат канд.
дисс.
на соискание учен.
степ.
канд.
филос.
наук.
М., 1973.
С.
8.
'У " Яковлев А.
Социальные альтернативы века // Свободная мысль.
М., 1993, № 17-18.
С.
12.
Эйзенштадт Т.
Ш.
Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций / Пер.
с англ.
М.: Аспект Пресс, 1999.
С.
44.
265

[Back]