Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 103]

103 такими процессами, как мышление, переживание, воображение.
Художественная культура стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживаний музыкой, представлений
изобразительным искусством.
Синтез искусств в воспитании курсантов может выступать и как гуманитарная модель, так как воспитание при этом обращено к ценностям, как высшей инстанции, а гуманитарным системам образования свойственно ориентироваться больше на ценности, чем на цели.
Рассматривая процесс формирования ценностных ориентаций у курсантов как передачу опыта ценностного отношения к жизнедеятельности одного поколения другому, содержание учебно-воспитательной деятельности составляет та часть общественного опыта ценностного отношения к жизнедеятельности, которая отбирается в соответствии с поставленными целями формирования и развития ценностных ориентаций у курсантов, и в виде информации посредством художественной культуры передается им.
Из составных частей общественного опыта отбирался опыт профессиональной деятельности
военнослужащих внутренних войск, определяющий направление содержания процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов, составными частями которого выступают: знания о технической оснащенности и возможностях вооружения войск по видам деятельности, навыки и умения обращения с оружием и боевой техникой, отношения и оценки различных сторон жизни и деятельности внутренних войск МВД, творческое отношение военнослужащих к возложенным на них функциональным обязанностям и решаемым задачам.
В числе важнейших источников получения знаний о ценностном отношении к жизни при опросе курсантов названа литература.
Она
воздействует на ценностное сознание курсантов, прежде всего, силой своих образов, формируя духовные ценности и идеалы.
Исследование показало, что
[стр. 136]

расширение видового и жанрового многообразия произведений художественной культуры, используемых в учебно-воспитательной деятельности, формирующегося с учетом индивидуального подхода, интересов и потребностей курсантов; взаимодействие различных видов художественной культуры в едином педагогическом процессе, способствующем обогащению художественных вкусов, росту общего культурного уровня курсантов; комплексность воздействия на сознание курсанта по видам ценностных ориентаций (социальным, профессиональным, нравственным, эстетическим и др.).
Содержание процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры связано с содержанием используемых художественных произведений, которое обычно соотносится с фактом отражения действительности и ее духовно-эмоционального преобразования в сознании, а также его ценностным осмыслением.
Оно выступает, как идея произведения, его идейно-тематическая основа, художественный смысл.
К форме относится весь крмплекс изобразительно-выразительных средств.
В ходе исследования применялось комплексное обращение к богатству художественного слова, изобразительному и музыкальному искусству, что способствовало усилению воздействия на формирование ценностных ориентаций у курсантов.
В основном использовались три вида художественной культуры: литература, музыка и изобразительное искусство.
Этот выбор не случаен, так как, с одной стороны, данные виды воздействуют на главные сферы личности курсанта мысли, чувства и представления, а, с другой стороны, человек владеет тремя способами освоения мира познанием, осмыслением и преобразованием, которые обусловливаются такими процессами, как мышление, переживание, воображение.
Художественная культура стремится воплотить все эти три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли словом, переживаний музыкой, представлений
136

[стр.,137]

изобразительным искусством.
Именно этот треугольник литература, музыка, изобразительное искусство — представляет системообразующий характер в общем контексте формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов.
Синтез искусств в воспитании курсантов может выступать и как гуманитарная модель, так как воспитание при этом обращено к ценностям, как высшей инстанции, а гуманитарным системам образования свойственно ориентироваться больше на ценности, чем на цели.
Рассматривая процесс формирования ценностных ориентаций у курсантов как передачу опыта ценностного отношения к жизнедеятельности одного поколения другому, содержание учебно-воспитательной деятельности составляет та часть общественного опыта ценностного отношения к жизнедеятельности, которая отбирается в соответствии с поставленными целями формирования и развития ценностных ориентаций у курсантов, и в виде информации посредством художественной культуры передается им.
Из составных частей общественного опыта отбирался опыт профессиональной деятельности
воинов-ракетчиков, определяющий направление содержаштя процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов, составными частями которого выступают: знания о технической оснащенности и возможностях вооружения вида войск, навыки и умения обращения с высокоточным оружием, отношения и оценки различных сторон жизни и деятельности ракетчиков, творческое отношение военнослужащих к возложенным на них обязанностям и поставленным задачам.
Усиление профессиональной направленности в формировании ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культзры непосредственно связано с восприятием курсантами в художественных произведениях образа воина-ракетчика.
Подбор произведений, с точки зрения содержания, представляет собой основную трудность для воспитателей.
Все из опрошенных преподавателей общеакадемических кафедр указали, что ставят на занятиях цель формирования ценностных ориентаций у курсантов.
Однако 137

[стр.,138]

лишь 30% из них используют при достижении этой цели средства художественной культуры.
Отдельные преподаватели отмечают недостаток художественных произведений, в том числе и литературных.
В числе важнейших источников получения знаний о ценностном отношении к жизни при опросе курсантов названа литература.
Она
призвана воздействовать на ценностное сознание курсантов, прежде всего, силой своих образов, формировать духовные ценности и идеалы.
Исследование показало, что
почти половина курсантов исследуемых подразделений BA РВСН сформировали свой идеал на примерах литературных и киногероев.
Содержание художественных произведений расширяет многогранность идеалов у курсантов путем ознакомления с произведениями, отражающими богатую историю Вооруженных Сил России, раскрытия духовных ценностей, сберегаемых и умножаемых многими поколениями защитников Отечества.
В руководящих документах ГК РВСН по организации и проведению воспитательной работы в вузах РВСН рекомендован список литературы для прочтения курсантами за время обучения, среди которых: Баграмян И.Х.
«Великого народа сыновья», Буденный С.М.
«Пройденный путь», Василевский А.М.
«Дело всей жизни», Жуков Г.К.
«Воспоминания и размышления», Рокоссовский К.К.
«Солдатский долг», Бондарев Ю.В.
«Горячий снег», Возовиков B.C.
«Поле Куликово», Глинка Ф.Н.
«Письма русского офицера», Игнатьев A.A.
«Пятьдесят лет в строю», Пикуль B.C.
«Честь имею», Толстой Л.Н.
«Севастопольские рассказы» и др.
(Приложение 6).
Вместе с тем литературное наследие о жизни РВСН богато образами ракетчиков разных времен, различных специальностей, характеров и судеб.
Многие из них имеют большое воспитательное значение.
Например, образы ракетчиков, отраженные в произведениях: «Операция «Анадырь», «Первое ракетное соединение Вооруженных Сил страны», «Создатели ракетно-ядерного оружия и ветераны-ракетчики рассказывают» и другие, использованы в воспитательной работе с курсантами ВА РВСН, что в значительной степени 138

[Back]