106 «Сыну», Н. Старшинов. «И вот в свои семнадцать лет...» и др.); стихи о подвиге воинов-афганцев (В. Гринкевич «Думы о Родине», Ю. Поляков «Судьба», Н. Кирженко «А мы не исповедовали зло...» и др.); стихи о воинах Объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе (В. Ступак «Аргунское ущелье», А. Карпенко «Баллада о России», А. Вырвич «Мы пришли в Чечню не ради славы...», В. Верстаков «Реквием 6-ой роте» и ДР-)Формированию ценностных ориентаций служит знакомство курсантов с образами многочисленных произведений отечественной исторической и батальной живописи. При этом происходит формирование чувства уважения к прославленным художникам, возникает гордость за мировую славу отечественного оружия, уверенность в неисчерпаемых силах родного народа, способного одолеть любого врага. Гордость за славную историю Отечества при восприятии этих произведений соединяется с чувством уважения к изобразительному искусству в целом, вбирающему и доносящему через столетия огромные морально-нравственные ценности многих поколений. Формированию ценностных ориентаций и отношений у курсантов служат образы военнослужащих в киноискусстве, в музыкальных произведениях, которые, как показали результаты исследования, многие курсанты причисляют к важным источникам получения знаний о ценностях. Большинство курсантов в ходе проведения анкетного опроса, бесед, диспутов проявили живую заинтересованность в обсуждении вопросов воспитания средствами художественной культуры, продемонстрировали глубокий интерес к проблемам современной культуры. Расширение видового и жанрового многообразия произведений художественной культуры, используемых в учебно-воспитательном процессе, связано с разнообразием интересов курсантов в художественной культуре, возможностью развития художественного вкуса у курсантов. Поскольку художественные образы различных видов художественной |
из Герата...», Ю. Поляков. «Судьба», Н. Кирженко. «А мы не исповедовали зло...», С. Карев. «Я о жизни своей промолчу...», и др.); стихи о воинах Объединенной группировки федеральных войск на Северном Кавказе (В. С тупак.'«Перед штурмом», «Аргунское ущелье», А. Карпенко. «Баллада о России», А. Вырвич. «Мы пришли в Чечню не ради славы...», В. Верстаков. «Реквием 6-ой роте» и др.). В ходе бесед и опросов курсанты выражали социальную обеспокоенность по отношению войны в Чечне, что отразилось в выборе произведения А. Вырвича: Мы пришли в Чечню не ради славы, Деньги тоже не прельщали нас. Просто есть проблемы у державы, А в уставе слово есть «Приказ!» И в строю слова не затерялись: «Совесть», «долг» «Отечество» и «честь». Были те, кто сразу отказались... Мы же просто выполнили: «Есть!» Нет в Чечне другой альтернативы, Крохме силой силу превозмочь. Ищут пусть историки причину, Наш же долг Отечеству помочь! Чтоб война в предгориях Кавказа Наших лишь коснулася семей... Чтобы не пошла гулять зараза, От Кавказа по России всей! Формированию ценностных ориентаций служит знакомство курсантов с образами многочисленных произведений отечественной исторической и батальной живописи (Приложение 9). При этом происходит формирование 141 чувства уважения к прославленным художникам, гордость за мировую славу отечественного оружия, уверенности в неисчерпаемых силах родного народа, способности одолеть любого врага. Гордость славной историей Отечества, при восприятии этих произведений, соединяется с чувством уважения к изобразительному искусству в целом, вбирающему и доносящему через столетия огромные морально-нравственные ценности многих поколений. Формированию ценностных ориентаций у курсантов служат образы военнослужащих в киноискусстве, в музыкальных произведениях, которые, как показали результаты исследования, многие курсанты причисляют к важным источникам получения знаний о ценностях (Приложение 8). Так, например, при разработке структуры анализа музыкальных произведений предлагается следующий вариант модели: тематический образ который является начальным звеном в возникновении музыкального содержания произведения; «создатели» авторский коллектив —композитор и поэт в вокальном произведении (композитор в инструментальном сочинении); исполнитель — выступающий в роли завершающего звена возникновения музыки. В экспериментальных подразделениях, при подборе произведений учитывалось в большей степени воздействие на ценностные ориентации курсантов с учетом тематических признаков в их военно-профессиональном аспекте. Актуальность военно-профессиональной направленности содержания ценностных ориентаций у курсантов в современных условиях определяется влиянием военно-социальных факторов, обусловленных процессом реформирования ВС РФ и РВСН, тем сложным этапом, который они переживают. Очевидно, что уже в начале учебы в ввузе курсанты должны усвоить в своем культурном развитии, на наглядных примерах, образах художественных произведений, путь становления РВСН, хотя бы в наиболее важных, значимых этапах. 142 Большинство курсантов в ходе проведения анкетного опроса, бесед, диспутов проявили живую заинтересованность в обсуждении вопросов воспитания средствами художественной культуры, продемонстрировали глубокий интерес к проблемам современной художественной культуры. Знакомство курсантов с наглядными примерами, образами, славной историей Вооруженных сил России и РВСН особенно важно, поскольку многие из них находятся на этапе выбора и «конструирования» идеала своей профессиональной деятельности, наделяя своих героев наиболее привлекательными, в том числе ценностными, качествами. Расширение видового и жанрового многообразия произведений художественной культуры, используемых в учебно-воспитательном процессе, связано с различием интересов курсантов в художественной культуре, возможностью развития художественного вкуса у курсантов. Поскольку художественные образы различных видов художественной культуры предельно многообразны по материальному воплощению (у каждого вида художественной культуры своя система) и внутренней структуре (приемы разработки, композиция, ритм и т.д.), они обязательно находят своего читателя, зрителя, слушателя и заставляют его переживать. Это подтвердили и результаты эксперимента. Так, в ходе эксперимента выявлено, что подавляющее большинство курсантов предпочитают определенные виды и жанры искусства. При этом к любимому виду проявляется огромный интерес и частая потребность. К остальным, нелюбимым — безразличие. При опросе в ходе исследования отдельные курсанты даже старались уклониться от оценки художественных достоинств произведений нелюбимых видов художественной культуры. Через год анкетный опрос показал различные изменения, в числе которых, можно назвать появление у 10% курсантов интереса к симфонической и органной музыке, которая относилась ими ранее к так называемому «чужому» виду художественной культуры. Очевидно, что подбор художественных 143 |