Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 108]

108 саморегуляции.
Воздействие на интеллектуальную сферу и сферу саморегуляции в большей степени обеспечивает нормативная информация.

Примеры можно найти практически в любом курсантском подразделении, когда после просмотра кинофильма или спектакля отдельные курсанты пытаются подражать героям произведения, перенимают некоторые нормы их поведения.

Суть механизма саморегуляции заключается в активном сравнении своего поведения, своих
поступков с социально одобренными этическими, политическими, правовыми и другими нормами.
Это сопоставление предполагает уточнение и даже изменение принимаемых на вооружение тех или иных норм поведения.
Социальная саморегуляция опирается на такую высшую форму способности социально зрелой, активной личности к самоконтролю и самокорректированию поведения, как совесть.
Чувственное отношение курсанта к культурным ценностям общества все же лежит вне интеллектуальной (правовой) сферы.
Последняя призвана лишь охранять ценности.
Воздействие на чувственную сферу обеспечивается, прежде всего, общей организацией курсантской жизни в процессе учебновоспитательной деятельности, быта, системой отношений в курсантском коллективе.

Ценностные ориентации курсанта, если они не были развиты до учебы в
вузе, могут породить только чувства окружающих воспитателей и сокурсников.
Если воспитатель не в состоянии это сделать (недостаточно выразителен, не в меру эмоционален и т.п.) то, следовательно, нет лучшего способа, чем обратиться к богатству художественной культуры.
Вызвать у курсантов переживания можно путем приобщения их к ценностям отечественной и мировой культуры.

Экспериментальная работа показала некоторые особенности восприятия средств художественной культуры курсантами, которые проявляются: во-первых, в том, что эмоциональнее воспринимаются курсантами те события, образы в художественной культуре (кинофильмах.
[стр. 144]

произведений, несущих в своем содержании ценностные мотивы, можно было бы осуществлять с учетом не только творческих, но художественных методов.
Образы военнослужащих, нашедшие отражения в произведениях писателей, художников и музыкантов призваны открыть курсантам богатый духовный мир защитников Отечества всех поколений.
Вместе с тем, для создания таких произведений творческие работники должны знать жизнь Вооруженных Сил, их проблемы, судьбы людей.
В этой связи воспитателям целесообразно налаживать тесные связи с музыкантами, художниками и другими представителями творческой интеллигенции, придать этим связям характер педагогического сотрудничества в интересах формирования ценностных ориентаций у курсантов.
Глубокое понимание истинных ценностей дает возможность курсантам в дальнейшем самостоятельно ориентироваться в информационных потоках, в том числе, и в области художественной культуры.
При выборе форм и методов процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры по направленности воздействия в ходе исследования выделены интеллектуальная, мотивационная, чувственная, экзистенциальная сферы и сфера саморегуляции.
Воздействие на интеллектуальную сферу и сферу саморегуляции в большей степени обеспечивает нормативная информация,
содержащаяся в произведениях искусства.
Хотя распространение нормативной информации и не может заменить собой других форм социального воздействия, все же она способствует побуждению всей аудитории к действию в некотором заданном направлении.
Примеры можно найти практически в любом курсантском подразделении, когда после просмотра кинофильма или спектакля, отдельные курсанты пытаются подражать героям произведения, перенимают некоторые нормы их поведения.

Вышесказанное позволяет рассматривать искусство как своеобразное средство саморегуляции личности курсанта.
Суть механизма саморегуляции заключается в активном сравнении своего поведения, своих
144

[стр.,145]

поступков с социально одобренными этическими, политическими, правовыми и другими нормами.
Это сопоставление предполагает уточнение и даже изменение принимаемых на вооружение тех или иных норм поведения.
Социальная саморегуляция опирается на такую высшую форму способности социально зрелой, активной личности к самоконтролю и самокорректированию поведения, как совесть.
Чувственное отношение курсанта к культурным ценностям общества все же лежит вне интеллектуальной (правовой) сферы.
Последняя призвана лишь охранять ценности.
Воздействие на чувственную сферу обеспечивается, прежде всего, общей организацией курсантской жизни в процессе учебновоспитательной деятельности, быта, системой отношений в курсантском коллективе,
в обществе в целом.
Ценностные ориентации курсанта, если они не были развиты до учебы в
ввузе, могут породить только чувства окружающих воспитателей и сокурсников.
Если воспитатель не в состоянии это сделать (недостаточно выразителен, не в меру эмоционален и т.п.) то, следовательно, нет лучшего способа, чем обратиться к богатству художественной культуры.
Вызвать у курсантов переживания можно путем приобщения их к ценностям отечественной и мировой культуры.

В ходе исследования особенности формирования ценностных ориентаций у курсантов обсуждались с офицерами управления, отделов воспитательной работы, профессорско-преподавательским составом вузов РВСН.
Большинство офицеров заявили, что воздействие на чувства воинов средств культуры оставляют глубокий след в сознании курсантов.
По результатам экспериментальной работы выделены некоторые особенности восприятия средств художественной культуры курсантами, важные в методическом плане: 1.
Эмоциональнее воспринимаются курсантами те события, образы в художественной культуре (кинофильмах,
книгах, изоискусстве и т.д.), которые связаны с их личными переживаниями и деятельностью как нынешней, так и той, которой они занимались до поступления в ввуз.
В то же время, если 145

[Back]