109 книгах, изобразительном искусстве и т.д.), которые связаны с их личными переживаниями и деятельностью как нынешней, так и той, которой они занимались до поступления в вуз; во-вторых, способствует лучшему восприятию художественных произведений, обсуждению их содержания до или после демонстрации, а присутствие в ходе обсуждения воспитателя с его профессиональным мнением формирует у курсантов правильные выводы и повышает интерес к общей культуре; в-третьих, среди средств художественной культуры особо выделяется литература как ведущее средство эстетического и художественного развития и формирования ценностного отношения ко всем проявлениям жизнедеятельности. Дальнейшее совершенствование методики процесса формирования ценностных ориентаций, отношений и перспектив у курсантов средствами культуры необходимо в целях обеспечения комплексного, гармоничного воздействия на интеллектуальную, мотивационную, эмоциональночувственную и волевую сферы личности курсанта. Для практической работы по формированию ценностных ориентаций у курсантов вузов средствами художественной культуры выявлена следующая классификация методов: 1. Методы первичного формирования сознания, с помощью которых формируются ценностные взгляды (представления, понятия) курсантов и осуществляется оперативный обмен информацией в курсантской среде. 2. Методы, с помощью которых формируются поведение и деятельность курсантов в области развития своей духовной и материальной культуры. 3. Методы формирования чувств и отношений, с помощью которых стимулируются ценностные мотивы познания и деятельности, самооценки и самовоспитания. 4. Методы диагностики, позволяющие определять уровень сформированности ценностных ориентаций у курсантов. |
естественное желание открыть для себя в этой области что-то новое не удовлетворено, то интерес к конкретному произведению искусства ослабевает. 2. Способствует лучшему восприятию художественных произведений обсуждение их содержания до или после демонстрации, а присутствие в ходе обсуждения профессионального мнения воспитателя формирует у курсантов правильные выводы и повышает интерес к художественной культуре. 3. Среди средств художественной культуры особо выделяется литература как ведущее средство эстетического и художественного развития и формирующего ценностного влияния. 4. Ценностное воздействие средств художественной культуры возрастает при индивидуальной работе с курсантами. 5. Активные методы обучения (диспуты, дискуссии) наиболее эффективны при воздействии на мировоззренческие установки курсантов. Использование художественной культуры как средства формирования ценностных ориентаций у курсантов осуществляется в определенной последовательности и предусматривает необходимую деятельность воспитателя. Последовательность этой деятельности может включать: определение целей мероприятий, целенаправленный отбор и систематизацию произведений народной, национальной и мировой художественной культуры; моделирование анализа материала художественной культуры, обеспечивающего наглядность его компонентов и эмоционально-осознанное восприятие; подготовка мероприятий, определение замысла, этапов и др.; активное подключение курсантов к анализу произведений, включающего содержание, структуру и методику восприятия произведений художественной культуры; подведение итогов и т.п. 146 Для приведения в действие содержания процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов средствами художественной культуры служат методы обучения и воспитания. Совершенствование методики учебно-воспитательного процесса с использованием средств культуры выступает одним из путей повышения его действенности. Дальнейшее совершенствование методики процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры необходимо в целях обеспечения комплексного, гармоничного воздействия на интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-чувственную и другие сферы личности курсанта. Результаты проведенного диссертационного исследования позволили выявить следующие группы методов, характерных для рассматриваемого педагогического процесса. В научной педагогике существуют различные классификационные системы методов. Наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности: методы формирования сознания, поведения и чувств. Наконец, методы подразделяются по тому, какие возможности они предоставляют воспитуемым для их самостоятельной деятельности. Так выделяются пять групп методов: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские. Это менее распространенный классификатор [52]. При этом каждый метод, кроме того, делится на методические приемы, а также используется в сочетании с другими методами. Для практической работы по формированию ценностных ориентаций у курсантов ввузов средствами художественной культуры выявлена следующая классификация методов: 147 методы первичного формирования сознания, с помощью которых формируются ценностные взгляды (представления, понятия) курсантов и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами; методы, с помощью которых организуется поведение и деятельность курсантов в области развития своей духовной и материальной культуры; методы формирования чувств и отношений, с помощью которых стимулируются ценностные мотивы познания и деятельности, самооценки, оказывается помощь в самовоспитании; методы диагностики, позволяющие определять уровень сформированности ценностных ориентаций у курсантов. Аудиовизуальные, рецепторно-тактильные и суггестивные методы в начальном делении не самостоятельны, они входят во все группы, но в большей степени в групп}' методов первичного формирования сознания и групп}' методов формирования чувств и отношений. К первой группе вышеназванных методов относятся различные виды изложения и предоставления эстетической информации, содержащейся в произведениях художественной культуры, в форме повествования, диалога, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, демонстрации эпизодов, репродукций и т.п. Все эти виды информационного воздействия имеют функцию убеждения, и с их помощью воспитатель может формировать уважительное отношение к достижениям отечественной и мировой культуры, к тем произведениям и памятникам, мотивом для создания которых послужила их ценностная значимость. Процесс принятия сообщения по своему механизму состоит из принятия или непринятия двух компонентов убеждающей информации. В психологии убеждающего воздействия сообщение, поступающее от субъекта к объект}', содержит два блока информации: текстовую и персонифицированную. Под 148 |