123 г) потребность в эмоциональном восприятии художественных ценностей. Руководство эстетическим самовоспитанием призвано обеспечить, вопервых, потребность в самовоспитании и его общественно ценную мотивацию; во-вторых, включение каждого курсанта в процесс активной работы над собой; в-третьих, активизацию и повышение уровня эстетического самовоспитания курсантов, уже им занимающихся; вчетвертых, создание необходимых условий, стимулирующих процесс эстетического самовоспитания. Практика свидетельствует, что многое здесь зависит от умелого учета воспитателями возрастных и индивидуально-психологических особенностей курсантов, опыта их работы над собой. Очень важно учесть и специфичность каждой из задач, решаемых в процессе руководства эстетическим самовоспитанием курсантов. Так, формируя и развивая у курсантов потребность в эстетическом самовоспитании, следует учитывать, что она проявляется как подсистема целостной системы духовных потребностей личности. Как выявлено в ходе исследования, многие потребности, прежде чем стать реальными, существуют идеально, а процесс превращения их в реальные акты зависит от духовного потенциала личности. Условно можно выделить два этапа в развитии потребностей в эстетическом самовоспитании: 1) формирование в сознании курсантов осознанной необходимости осуществления эстетического самовоспитания; 2) превращение идеально сформированной потребности в непосредственный побудитель к деятельности по эстетическому самовоспитанию. Это достигается непосредственным педагогическим воздействием на потребностное состояние личности через убеждения, разъяснения, |
ценностных ориентаций у курсантов ввузов средствами художественной культуры. Педагогическая сущность руководства эстетическим самовоспитанием состоит в том, что в системе учебных, воспитательных, организационных мероприятий создаются такие функционирующие связи и отношения, которые позволяют эффективно влиять на сознание и поведение курсантов, характер их работы над собой. Эти связи обеспечивают возможность согласовать педагогические усилия субъектов руководства по целям, времени, содержанию, основным направлениям. Анализ условий учебно-воспитательной деятельности курсантов позволил выявить основные мотивы эстетического самовоспитания курсантов, которыми являются: а) стремление убедиться в правильности выбора профессии офицера, включающее понятые и принятые для себя требования, предъявляемые к воинской службе, выполнение которых носит, в том числе, и эстетический характер; б) желание утвердиться в реальности жизненных целей, достижение которых невозможно без высокой общей и эстетической культуры; в) потребность в самореализации и самоутверждении личности в воинском коллективе за счет культурологической компетентности; г) потребность в эмоциональном восприятии художественных ценностей. Руководство эстетическим самовоспитанием призвано обеспечить, вопервых, потребность в самовоспитании и его общественно ценную мотивацию: во-вторых, включение каждого курсанта в процесс активной работы над собой; в-третьих, активизацию и повышение уровня эстетического самовоспитания курсантов, уже им занимающихся; в-четвертых, создание необходимых условий, стимулирующих процесс эстетического самовоспитания. Практика свидетельствует, что многое здесь зависит от умелого учета воспитателями возрастных и индивидуально-психологических особенностей 165 курсантов, опыта их работы над собой» Очень важно учесть и специфичность каждой из задач, решаемых в процессе руководства эстетическим самовоспитанием курсантов. Так, формируя и развивая у курсантов потребность в эстетическом самовоспитании, следует учитывать, что она проявляется как подсистема целостной системы духовных потребностей личности. Как выявлено в ходе исследования, многие потребности, прежде чем стать реальными, существуют идеально, а процесс превращения их в реальные акты зависит от духовного потенциала личности. А.Н.Леонтьев само проявление потребности связывал «с обнаружением своего предмета». Он отмечал, что «только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет свою побудительную и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом» [112]. Условно можно выделить два этапа в развитии потребностей в эстетическом самовоспитании: 1) формирование в сознании курсантов осознанной необходимости осуществления эстетического самовоспитания; 2) превращение идеально сформированной потребности в непосредственный побудитель к деятельности по эстетическому самовоспитанию. Это достигается непосредственным педагогическим воздействием на потребностное состояние личности через убеждения, разъяснения, стимуляцию работы по самопознанию, посредством создания соответствующих условий деятельности и общения. Реализации этих задач также способствуют постоянное изучение курсантов и опыта их работы над собой, всестороннее разъяснение предъявляемых к ним требований, пропаганда психологопедагогических знаний по проблемам самовоспитания, опыта работа над собой других людей. Вместе с тем формирование потребности в эстетическом 166 через профессиональную учебно-воспитательную деятельность. Совершенствование методики процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов средствами художественной культуры предполагает: расширение арсенала используемых методов; применение активных методов обучения и воспитания; повышение качества подготовки к планируемым мероприятиям; комплексное применение методов; активизация клубной, внеучебной работы. 6. Руководство эстетическим самовоспитанием призвано обеспечить, вопервых, потребность в самовоспитании и его общественно ценную мотивацию; во-вторых, включение каждого курсанта в процесс активной работы над собой; в-третьих, активизацию и повышение уровня эстетического самовоспитания курсантов, уже им занимающихся; в-четвертых, создание необходимых условий, стимулирующих процесс эстетического самовоспитания. 7. К основным педагогическим условиям успешного руководства процессом эстетического самовоспитания курсантов относятся: целенаправленность процесса эстетического самовоспитания, учет его результатов; наличие механизмов оценивания эстетической компетентности курсантов; организация эстетического самовоспитания в коллективе курсантской группы, которая включает в себя согласованность деятельности преподавателей и командиров по руководству самовоспитанием, вооружение курсантов теорией и методиками эстетического самовоспитания, осуществление педагогического контроля в различных формах на всем протяжении обучения; личная примерность преподавателей в эстетическом самосовершенствовании, высокое качество преподавания; наличие у курсантов перспектив в этом процессе, как объективного порядка (необходимость развития творческого начала, чтобы уметь компетентно решать профессиональные задачи, самостоятельно анализировать сложные явления в обществе), так и субъективного (престижность художественной образованности, расчет на ее использование в дальнейшей работе, например, в качестве преподавателя и т.п.). 175 |