15 Леонтьев, В.В. Водзинская, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, Ю.А. Шаранов); процессы становления ценностных ориентаций личности (М.Ю. Кузьминов, Е.А. Подольская, В.Д. Ермоленко, К.Н. Ковыляев); влияния социальной среды на самосовершенствование личности (К.А. Абульханова-Славская, С.П. Безносов, Л.П. Буева, В.И. Вдовюк и др.). Все они составляют надежную научно-теоретическую основу для выработки подходов к совершенствованию процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов в современных условиях развития нашего общества. Вместе с тем анализ литературных источников показал, что проблема ценностей и ценностных ориентаций, совершенствования путей их формирования имеет свою историю и многообразие подходов, обусловленных конкретными социально-политическими и культурными условиями в обществе и спецификой Вооруженных сил, внутренних войск МВД России. Анализ философских подходов свидетельствует, что философские учения от Платона до Гегеля отличаются нерасчлененностью понятий бытия и ценности1. При этом подчеркивается, что ценность является объектом разнообразных человеческих желаний и устремлений. Кант относил понятие ценностей к морали, а его последователи распространили эту точку зрения и на явления культуры2. Кантианская традиция ограничивала понятие ценности ее духовными составляющими. Пересечение теоретических воззрений философов и психологов при рассмотрении категории ценности впервые происходит в работах немецкого философа Макса Шелера3. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована "вневременной аксиологической серией о боге", несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, 1Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. 187с. 2Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253с. 3 Чухина Л.А. Феноменологическая аксиология Макса Шелера. В сб. Проблема ценности в философии. М.Л„ 1966.-C.I4. |
стных ориентаций личности (М.Ю. Кузьминов, Е.А. Подольская, В.Д. Ермоленко); влияния социальной среды на самосовершенствование личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева и др.). Все они составляют надежную научно-теоретическую основу для выработки подходов к совершенствованию процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры. Вместе с тем анализ литературных источников показал, что проблема ценностей и ценностных ориентаций, совершенствования путей их формирования имеет свою историю и многообразие подходов,, обусловленных конкретными социально-политическими и культурными условиями в обществе и спецификой Вооруженных Сил. Анализ философских подходов свидетельствует, что философские учения от Платона до Гегеля отличаются нерасчлененностью понятий бытия и ценности [8, с.21]. При этом подчеркивается, что ценность является объектом разнообразных человеческих желаний и устремлений. Кант относил понятие ценностей к морали, а его последователи распространили эту точку зрения и на явления культуры [9, с. 112]. Кантианская традиция ограничивала понятие ценности ее духовными составляющими. Пересечение теоретических воззрений философов и психологов при рассмотрении категории ценности впервые происходит в работах немецкого философа Макса Шелера [197]. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована "вневременной аксиологической серией о боге”, несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует своеобразную основу личности. Анализ литературных источников показал диалектику развития иерархии ценностей, которая изменялась в зависимости от уровня культурного и общественно-политического развития общества [9]. Классический ряд ценностей выглядел в виде своеобразной триады: истина, добро, красота. Эпоха Возрождения делает человека центральным пунктом системы ценностей, ее правомер15 |