Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 16]

16 которая и образует своеобразную основу личности.
Анализ литературных источников показал диалектику развития иерархии ценностей, которая изменялась в зависимости от уровня культурного и общественно-политического развития общества.

Классический ряд ценностей выглядел в виде своеобразной триады: истина, добро, красота.
Эпоха Возрождения делает человека центральным пунктом системы ценностей, ее
правомерным носителем.
Следующий шаг становления иерархии ценностей связан с общественно-политическим развитием человеческого общества.
Классический ряд духовных ценностей дополняется в этот период ценностями социально-политического порядка (идеалы равенства, свободы личности, справедливости как необходимых компонентов достойного существования человека).

Проблема ценностей и ценностных ориентаций в XX веке выдвинулась в число наиболее важных и связывалась с фундаментальными вопросами человеческого бытия.
Многие авторы исходили из того, что предметы и явления окружающего нас мира не только обладают объективными свойствами, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов.
Поэтому человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей и интересов.

Отечественные философы (Малышев В.И., Чухина Л.А.) отдают предпочтение не политическим, экономическим, социальным или нравственным аспектам теории ценностей как наиболее актуальным, а эстетическим и религиозным1.
Теоретики аксиологии отмечают, что «мир эстетических ценностей определенным образом упорядочен и изнутри, и в своих взаимоотношениях с другими классами ценностей, ибо порожден стремлением к эстетическому осмыслению всей полноты доступных ему
1Малышев В.И.
Эстетическое в системе ценностей.
Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983.
[стр. 15]

стных ориентаций личности (М.Ю.
Кузьминов, Е.А.
Подольская, В.Д.
Ермоленко); влияния социальной среды на самосовершенствование личности (К.А.
Абульханова-Славская, Л.П.
Буева и др.).
Все они составляют надежную научно-теоретическую основу для выработки подходов к совершенствованию процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры.
Вместе с тем анализ литературных источников показал, что проблема ценностей и ценностных ориентаций, совершенствования путей их формирования имеет свою историю и многообразие подходов,, обусловленных конкретными социально-политическими и культурными условиями в обществе и спецификой Вооруженных Сил.
Анализ философских подходов свидетельствует, что философские учения от Платона до Гегеля отличаются нерасчлененностью понятий бытия и ценности [8, с.21].
При этом подчеркивается, что ценность является объектом разнообразных человеческих желаний и устремлений.
Кант относил понятие ценностей к морали, а его последователи распространили эту точку зрения и на явления культуры [9, с.
112].
Кантианская традиция ограничивала понятие ценности ее духовными составляющими.
Пересечение теоретических воззрений философов и психологов при рассмотрении категории ценности впервые происходит в работах немецкого философа Макса Шелера [197].
Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована "вневременной аксиологической серией о боге”, несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности.
Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует своеобразную основу личности.
Анализ литературных источников показал диалектику развития иерархии ценностей, которая изменялась в зависимости от уровня культурного и общественно-политического развития общества
[9].
Классический ряд ценностей выглядел в виде своеобразной триады: истина, добро, красота.
Эпоха Возрождения делает человека центральным пунктом системы ценностей, ее
правомер15

[стр.,16]

ным носителем.
Следующий шаг становления иерархии ценностей связан с общественно-политическим развитием человеческого общества.
Классический ряд духовных ценностей дополняется в этот период ценностями социальнополитического порядка (идеалы равенства, свободы личности, справедливости как необходимых компонентов достойного существования человека)
[8, с.81].
Проблема ценностей и ценностных ориентаций в XX веке выдвинулась в число наиболее важных и связывалась с фундаментальными вопросами человеческого бытия.
Многие авторы исходили из того, .что предметы и явления окружающего нас мира не только обладают объективными свойствами, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов.
Поэтому человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей и интересов
[9].
Отечественные философы (Малышев В.И., Чухина JI.A.) отдают предпочтение не политическим, экономическим, социальным или нравственным аспектам теории ценностей как наиболее актуальным, а эстетическим и религиозным [118].
Теоретики аксиологии отмечают, что «мир эстетических ценностей определенным образом упорядочен и изнутри, и в своих взаимоотношениях с другими классами ценностей, ибо порожден стремлением к эстетическому осмыслению всей полноты доступных ему
форм бы тия...»[86, с.56].
Система ценностей стала включать: нравственные, эстетические, религиозные, социальнополитические, художественные ценности.
Ценностные проблемы часто рассматриваются как сопутствующие при исследовании личности [24] или ее социальных свойств [42], активной жизненной позиции [128].
Некоторое повышение внимания к проблеме ценностей намечается в исследованиях военных философов[163].
Ряд ученых стремятся классифицировать или сгруппировать дефиниции ценностей (В.В.
Вольняков, A.A.
Ручка) [37].
16

[Back]