17 форм бытия...»1. Система ценностей стала включать: нравственные, эстетические, религиозные, социально-политические, художественные ценности. Ценностные проблемы часто рассматриваются как сопутствующие при исследовании личности (Буева Л.П.) или ее социальных свойств (Глезерман Г.Е.), активной жизненной позиции (Моль А.). Некоторое повышение внимания к проблеме ценностей намечается в исследованиях военных философов2. Ряд ученых стремятся классифицировать или сгруппировать дефиниции ценностей3. Проведенный анализ более 60 литературных и диссертационных источников позволил выделить четыре группы определений категории «ценность». К первой группе относятся определения, в которых упор делается на способность вещей, явлений, процессов, идей, идеалов выступать средством удовлетворения потребностей и интересов субъекта. К этой группе авторов относятся Г.Е. Глезерман, Е.А. Подольская, А.Ф. Шишкин и др. Вот одна из дефиниций представителя данной группы: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, целей или идеала»4. В этом определении подчеркивается, что какой-либо объект становится для человека ценностью благодаря наличию у него ценных для субъекта свойств. Проявление этих свойств происходит лишь при взаимодействии объекта и субъекта, установлении между ними ценностных отношений и в 1Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 205с. 1Славинский Ю.В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции воина социалистической армии, М.: ВПА, 1981, 3Вольняков В.В. Ценностное отношение в системе философского знания: Дис.... канд. филос. наук. М., 1985. 4Тугаринов В.П. Теория ценности в марксизме. С. 1\. |
ным носителем. Следующий шаг становления иерархии ценностей связан с общественно-политическим развитием человеческого общества. Классический ряд духовных ценностей дополняется в этот период ценностями социальнополитического порядка (идеалы равенства, свободы личности, справедливости как необходимых компонентов достойного существования человека) [8, с.81]. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в XX веке выдвинулась в число наиболее важных и связывалась с фундаментальными вопросами человеческого бытия. Многие авторы исходили из того, .что предметы и явления окружающего нас мира не только обладают объективными свойствами, но и находятся в определенных связях с человеком, способствуя или препятствуя достижению поставленных им целей, осуществлению его жизненных планов. Поэтому человек не просто познает предметы и явления действительности, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей и интересов [9]. Отечественные философы (Малышев В.И., Чухина JI.A.) отдают предпочтение не политическим, экономическим, социальным или нравственным аспектам теории ценностей как наиболее актуальным, а эстетическим и религиозным [118]. Теоретики аксиологии отмечают, что «мир эстетических ценностей определенным образом упорядочен и изнутри, и в своих взаимоотношениях с другими классами ценностей, ибо порожден стремлением к эстетическому осмыслению всей полноты доступных ему форм бы тия...»[86, с.56]. Система ценностей стала включать: нравственные, эстетические, религиозные, социальнополитические, художественные ценности. Ценностные проблемы часто рассматриваются как сопутствующие при исследовании личности [24] или ее социальных свойств [42], активной жизненной позиции [128]. Некоторое повышение внимания к проблеме ценностей намечается в исследованиях военных философов[163]. Ряд ученых стремятся классифицировать или сгруппировать дефиниции ценностей (В.В. Вольняков, A.A. Ручка) [37]. 16 Проведенный анализ более 80 литературных и диссертационных источников позволил выделить четыре группы определений категории «ценность». К первой группе относятся определения, в которых упор делается на способность вещей, явлений, процессов, идей, идеалов выступать средством удовлетворения потребностей и интересов субъекта. К этой группе авторов относятся В.П. Тугаринов, Г.Е. Глазерман, Е.А. Подольская, А.Ф. Шишкин и другие [42,143,177]. Вот одна из дефиниций представителя данной группы: «Ценности суть предметы, явления и. их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, целей или идеала»[177, с.11]. В этом определении подчеркивается, что какой-либо объект становится для человека ценностью благодаря наличию у него ценных для субъекта свойств. Проявление этих свойств происходит лишь при взаимодействии объекта и субъекта, установлении между ними ценностных отношений и в ходе общественно-исторической практики. Вторая группа дефиниций ценности достаточно близка к первой, но вместе с тем и отличается от нее. Авторы (С.Ф. Анисимов, А.М. Баландин) здесь делают главный упор на значимость вещей, явлений, процессов и идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов. Характерное для данной группы определение ценности: «Ценность —есть все значимое для человека или воображаемые предметы и явления (в том числе сам человек как высшая ценность), которые данный субъект оценивает, избирает и использует для прогресса общества и развития человеческой личности»[8, с.37]. Значимость явлений при таком подходе связана не столько с интересами людей, сколько с прогрессивностью развития общества. Поэтому такая трактовка означает одностороннее понимание ценностей. Большая группа авторов (С. Ангелов, В. Брожик, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, A.A. Ручка и др.) считают, что ценности пред17 |