Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 21]

21 Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации в качестве социальной установки личности, регулирующей ее поведение1.
л В работах А.Г.
Здравомыслова и В.А.
Ядова
данное понятие связывается с установкой личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества.
Установка, как состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности, во многом определяет процесс формирования и развития ценностных ориентаций.
Через особые виды общественной и личной деятельности происходит усвоение общественного сознания индивидом, ему сообщается определенная система норм и правил, которыми необходимо руководствоваться в социально значимом
поведении.
В соответствии с этим человек, вступающий в общественную жизнь, включающийся в трудовой процесс, уже обладает определенной жизненной и ценностной ориентацией, имеет некоторые сознательные установки.

I Образование социально-психологических установок происходит на уровне волевого поведения человека.
Д.Н.
Узнадзе различает обычную и фиксированную установки.
«Фиксированная» установка это установка, закрепившаяся в результате ряда установочных опытов, это часть более общего явления, т.е.
установки как универсального состояния готовности к
•з определенной активности.
По мнению исследователя, фиксированные установки формируются в результате интеграции общественного и индивидуального опыта и являются внутренним регулятором поведения человека.

Как считает Л.П.
Буева, «совокупность воспринятых личностью в процессе обучения и воспитания, а также выработанных в личном опыте ориентаций и установок сознания формируют индивидуальную систему
1Thomas W.L, Zananiecki.
«The Polish Peasant in Europe and America», 5 vol, Boston: Badger, 1918-1920.
2Здравомыслов А.Г.
и Ядов В.А.
Отношение к труду и ценностные ориентации личности/Сб.
Социология в СССР.
М., 1965.
Т.
2.
С.
199.
3Узнадзе Д.Н.
Психологические исследования.
М.: Наука, 1966.
С.251.
[стр. 20]

видуальной системы ценностных ориентаций, которые характеризуют ее мотивационно-ценностное отношение.
Современные педагоги, психологи и социологи довольно подробно анализируют природу возникновения ценностных ориентаций, их особенности и связь с развитием личности.
Само понятие ценностных ориентаций личности (фр.опеп1айоп установка) было введено в социологии в 20-е гг.
американским социологом У.
Томасом и польским социологом Ф.
Знанецким, которые рассматривали ценностные ориентации в качестве социальной установки личности, регулирующей ее поведение
[210].
В работах А.Г.
Здравомыслова и В.А.
Ядова
[70] данное понятие связывается с установкой личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества.
Установка, как состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности, во многом определяет процесс формирования и развития ценностных ориентаций.
Через особые виды общественной и личной деятельности происходит усвоение общественного сознания индивидом, ему сообщается определенная система норм и правил, которыми необходимо руководствоваться в социально значимом
поведешш.
В соответствии с этим человек, вступающий в общественную жизнь, включающийся в трудовой процесс, уже обладает определенной жизненной и ценностной ориентацией, имеет некоторые сознательные установки
[25, с.96].
Образование социально-психологических установок происходит на уровне волевого поведения человека.
Д.Н.
Узнадзе различает обычную и фиксированную установки.
«Фиксированная» установка это установка, закрепившаяся в результате ряда установочных опытов, это часть более общего явления, т.е.
установки как универсального состояния готовности к
определенной активности [180, с.251].
По мнению исследователя, фиксированные установки формируются в результате интеграции общественного и индивидуального опыта и являются внутренним регулятором поведения человека.

20

[стр.,21]

Как считает Л.П.
Буева, «совокупность воспринятых личностью в процессе обучения и воспитания, а также выработанных в личном опыте ориентаций и установок сознания формируют индивидуальную систему
ценностей, определяющую избирательное отношение человека к окружающей действительности» [25, с.98].
В.В.
Водзинская, с другой стороны, анализируя категории установки, ценностной ориентации, отмечает смысловую дифференциацию, существующую между ними.
Ценностная ориентация предстает как «конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, в то же время как система фиксированных установок, регулирующих поведение личности в каждый данный момент времени» [32, с.53].
Для педагогики существенно важно, какие именно потребности, нужды, интересы порождают то или иное действие жажда наслаждения, утилитарный расчет или нравственный, эстетические, религиозные, политические, духовные устремления как формы ценностной ориентации человека[86, с.27].
По сути дела, одна из особенностей личности и состоит в саморегуляции ее поведения, то есть в действии согласно ее ценностным ориентациям и-в подчинении только тем нормам, которые приобрели для нее ценностное значение.
Конечно, определенным нормам должна подчиняться сама духовно независимая личность без этого невозможна совместная жизнь людей, требующая, чтобы свобода каждого была ограничена свободой других, в противном случае поведение человека становится асоциальным хулиганским, преступным, как минимум эпатажным, и свобода вырождается в произвол.
Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы возможно более широкий круг норм превращался у возможно более широкого круга людей в их ценности и соответственно в ценностные ориентации их поведения.
В этом случае свобода действий личности упирается в «осознанную необходимость», но выходит все же далеко за пределы такого осознания, поскольку ценностная ориентация исходит из внут21

[Back]