Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 24]

24 основания, но сама деятельность становится, в свою очередь, предметом потребности.
Мир ценностей это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания,
его привязанностей тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.
Свобода человека это всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление1.

Взаимосвязь ориентации «ценность поведение» характеризуется корректирующим элементом сознания, который выступает как акт интериоризации.
В ходе этого происходит оценка какого-либо объекта, анализ его сущности.
В многообразных действиях и деятельности человека проявляются его специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самому себе.
Благодаря этим отношениям происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.).
Причем ценностное отношение возникает в реальной социокультурной среде (Рис.1.).

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА Ц е н н о с т н о е Ценностная оценка Оценивающий -------------------------------р.
Ценность Объект носитель субъект
>4-----------------Ценностное осмысление ценности ► о т н о ш е н и е Рис.
1.
Структура ценностной ситуации 1Зеленое Л.А.
Культура-личность-деятельность//Общественный прогресс и культура.
Горький, 1983.С.
15-24.
[стр. 22]

реннего побуждения, выступающего в форме переживания, а не из добровольного и сознательного принятия некоей системы норм [86, сЛ65].
В.Д.
Резанов, В.Ф.
Тарасов рассматривают ценностные ориентации как необходимое связующее звено между сознанием и деятельностью человека.
В сфере восприятия произведений искусства ценностные ориентации включают «познавательную активность и через психологическую основу (эмоции, волю и т.п.), другие этажи сознания с проекцией на будущую деятельность в области политики, нравственности, религии и т.п.» [107, сЛ5].
По мнению авторов, у каждого человека есть некоторая ориентация слабая или сильная, одобряемая или осуждаемая, интенсивная или расплывчатая на общезначимые ценности.
Но устойчивые ценностные ориентации как доминанты сознания и поведения имеются только у развитой, зрелой личности.
У стойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как надежность, цельность, верность определенным идеалам, активность жизненной позиции.
Противоречивость в ценностных ориентациях становится причиной непоследовательности в поведении.
Неразвитость ценностных ориентаций ведет за-собой инфантилизм личности, господство внешних стимулов во внутренней структуре личности.
Указанные обстоятельства, несомненно, следует иметь в виду, когда мы обращаем внимание на двусторонний характер понятия ценностных ориентаций.
Ценностно-ориентационная деятельность личности предстает как осознание значимости того или иного объекта в ее жизни, установление его ценности.
Человек познает мир, оценивает полезность данной сущности, ее возможность удовлетворить свои потребности и интересы.
Потребность и деятельность при этом носят диалектический характер.
Потребность стимулирует деятельность, выступая в качестве первопричины и общего основания, но сама деятельность становится, в свою очередь, предметом потребности.
Мир ценностей это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания,
22

[стр.,23]

его привязанностей тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.
Свобода человека это всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление
[72].
Взаимосвязь ориентации «ценность — поведение» характеризуется корректирующим элементом сознания, который выступает как акт интериоризации.
В ходе этого происходит оценка какого-либо объекта, анализ его сущности.
В многообразных действиях и деятельности человека проявляются его специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самому себе.
Благодаря этим отношениям происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.).
Причем ценностное отношение возникает в реальной социокультурной среде (Рис.

1.2).
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ Ц е н н о с т н о е Ценностная оценка 23 Оценивающий ---------------------------► Ценность Объектноситель субъект <4------------------Ценностное осмысление ценности ► о т н о ш е н и е СРЕДА Рис.
1.2 Структура ценностной ситуации Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность.
Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности.
По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей.
Их изучение своеобразный ключ к понима

[Back]