Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 25]

25 Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность.
Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности.
По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей.
Их изучение своеобразный ключ к пониманию
истории человеческой культуры.
Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.
В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности, деятельности человека.
В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А.Н.
Леонтьев).
Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности.
На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, достижение которого предполагает сопоставление знания о данной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности.
На второй стадии потребность реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека.
Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.
Потребность, следовательно, активизирует деятельность и находит свое завершение в ней.
Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей.
Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей.
При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения человеческой личности.
Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой.
Потребность и цель соединяют мотивы.
Потребности первичны по
[стр. 23]

его привязанностей тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.
Свобода человека это всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление [72].
Взаимосвязь ориентации «ценность — поведение» характеризуется корректирующим элементом сознания, который выступает как акт интериоризации.
В ходе этого происходит оценка какого-либо объекта, анализ его сущности.
В многообразных действиях и деятельности человека проявляются его специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самому себе.
Благодаря этим отношениям происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.).
Причем ценностное отношение возникает в реальной социокультурной среде (Рис.
1.2).
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ Ц е н н о с т н о е Ценностная оценка 23 Оценивающий ---------------------------► Ценность Объектноситель субъект <4------------------Ценностное осмысление ценности ► о т н о ш е н и е СРЕДА Рис.
1.2 Структура ценностной ситуации Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность.
Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности.
По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей.
Их изучение своеобразный ключ к понима


[стр.,24]

нию истории человеческой культуры.
Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.
В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности, деятельности человека.
В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А.Н.
Леонтьев).
Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности.
На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, достижение которого предполагает сопоставление знания о данной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности.
Н а второй стадии потребность реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека.
Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.
Потребность, следовательно, активизирует деятельность и находит свое завершение в ней.
Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей.
Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребно-стей.
При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения человеческой личности.
Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой.
Потребность и цель соединяют мотивы.
Потребности первичны по
отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей.
Самые сокровенные моменты личностного «Я» скрыты в мотивах поступков и поведения людей.
Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы как его тактика.
Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны —со стороны ее «самости».
Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентаций, а также обусловливает определение жизненных перспектив.
24

[Back]