Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 38]

38 какими причинами они обусловливаются, и какие качества личности они обусловливают.
По результатам анализа
литературных источников, целенаправленных опросов и анкетирования более 500 курсантов экспериментальных вузов, наблюдения за их деятельностью в четырех экспериментальных группах было выявлено, что к важнейшим ценностям будущего офицера относятся: воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность, воинская (офицерская) честь, воинская дисциплина.
Воинский патриотизм предстает как высшая ценностная ориентация в системе ценностей офицера-профессионала.
Воинский патриотизм это любовь к Родине, основанная на глубоком чувстве веры в ее безусловную святость и
переживаемая на уровне постоянной готовности к ее вооруженной защите и способности к самопожертвованию ради нее.
Л.Н.
Толстой в севастопольских рассказах говорит о непоколебимой силе русских воинов защитников Севастополя, об их особом духе.
Побудительную причину этой духовной силы, на его взгляд, и составляет любовь к Родине.
Он пишет: «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, любовь к Родине»1.

Это чувство является наиболее властным.
Оно возвышает человеческий дух, придает ему целостность, устойчивость.
Этот гармоничный дух Л.Н.Толстой называет «спокойным» духом.
Люди с таким духом могут устойчиво переносить условия смертельной опасности.
Современная отечественная психология также утверждает, что важнейшим мотивом воинского героизма является чувство воинского патриотизма, а важнейшим мотивом воинской деятельности в целом мировоззрение личности воина.

Ценностные ориентации воина-патриота, составляя ядро его мировоззрения, подавляют чувство страха, боль от ранения, мысли о смерти.
Устойчивые ценностные ориентации обусловливают психологическую готовность воина переносить тяготы
1Толстой Л.Н.
Севастополь в декабре месяце//Соч.
в 12 т.
М., 1984.
Т.2.
С.18-19.
[стр. 35]

размывание и снижение значимости духовно-нравственных ориентаций курсантов ввуза вследствие разрушения традиционных духовно-нравственных идеалов общества, что влечет за собой снижение общей и профессиональной культуры, культуры быта, отдыха, поведения и общения, нравственной мировоззренческой, эстетической культуры, всего того, что, по выражению В.А.Ядова, отражает «целостность воспроизводства личности» [70]; размытость, неопределенность социально-политических ориентаций курсантов, граничащих с аполитичностью и неспособностью ориентироваться в современной социально-политической ситуации.
Формирование ценностных ориентаций будущих офицеров необходимо все более связывать с коренными изменениями в духовно-нравственном возрождении общества.
Именно здесь заложены предпосылки для изменения направленности ценностных ориентаций у курсантов, нейтрализации негативных тенденций их развития.
Высшим ценностям в структуре ценностных ориентаций принадлежит системообразующая роль в формировании и развитии личности курсанта.
А отсюда и важность всей работы по формированию ценностных ориентаций у курсантов, важность уяснения того, что собой представляют основные ценности воина-профессионала, каков механизм их становления и развития, какими причинами они обусловливаются и какие качества личности они обусловливают.
По результатам анализа
более 50 литературных источников, целенаправленных опросов и анкетирования более 600 курсантов экспериментальных ввузов, наблюдения за их деятельностью в пяти экспериментальных группах было выявлено, что к важнейшим ценностям будущего офицера относятся: воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность, воинская (офицерская) честь, воинская дисциплина.
Воинский патриотизм предстает как высшая ценностная ориентация в системе ценностей офицера-профессионала.
Воинский патриотизм это любовь к Родине, основанная на глубоком чувстве веры в ее безусловную святость и
35

[стр.,36]

переживаемая на уровне постоянной готовности к ее вооруженной защите и способности к самопожертвованию ради нее.
JI.H.
Толстой в севастопольских рассказах говорит о непоколебимой силе русских воинов защитников Севастополя, об их особом духе.
Побудительную причину этой духовной силы, на его взгляд, и составляет любовь к Родине.
Он пишет: «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, любовь к Родине»
[175].
Это чувство является наиболее властным.
Оно возвышает человеческий дух, придает ему целостность, устойчивость.
Этот гармоничный дух Л.Н.Толстой называет «спокойным» духом.
Люди с таким духом могут устойчиво переносить условия смертельной опасности.
Современная отечественная психология также утверждает, что важнейшим мотивом воинского героизма является чувство воинского патриотизма, а важнейшим мотивом воинской деятельности в целом мировоззрение личности воина
[62].
Ценностные ориентации воина-патриота, составляя ядро его мировоззрения, подавляют чувство страха, боль от ранения, мысли о смерти.
Устойчивые ценностные ориентации обусловливают психологическую готовность воина переносить тяготы
воинской службы, обеспечивая высший уровень духовной надежности личности [119].
Практика ввузов показывает, что формирование воинского патриотизма не исключает внешнего воспитательного воздействия.
Особенно эти воздействия направлены на тех, кто не обладает этим качеством.
Для этого используются формы сознательного воздействия на личность курсанта, которые могут быть самыми разными: непосредственными и опосредованными, формальными и неформальными.
При этом цель процесса формирования заключается в содействии внутреннему духовном)^ развитию личности.
При формировании воинского патриотизма принимается во внимание, что армия является лишь одним из элементов целостной системы социальных факторов, воздействующих на духовный мир личности.
Ценностные ориентации будущих офицеров складываются (и уже сложились) под влиянием семьи, 36

[Back]