Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 39]

39 воинской службы, обеспечивая высший уровень духовной надежности личности1.
Практика вузов показывает, что формирование воинского патриотизма не исключает внешнего воспитательного воздействия.
Особенно эти воздействия направлены на тех, кто не обладает этим качеством.
Для этого используются формы сознательного воздействия на личность курсанта, которые могут быть самыми разными: непосредственными и опосредованными, формальными и неформальными.
При этом цель процесса формирования заключается в содействии внутреннему духовному развитию личности.
При формировании воинского патриотизма принимается во внимание, что армия является лишь одним из элементов целостной системы социальных факторов, воздействующих на духовный мир личности.
Ценностные ориентации будущих офицеров складываются (и уже сложились) под влиянием семьи,
дошкольных учреждений, школ и техникумов, трудовых коллективов.
С раннего детства юноша испытывает мощное идеологическое воздействие средств массовой информации, воздействие искусства.
В конечном счете, степень развития ценностных ориентаций курсанта определяется общим уровнем развития общества, конкретным кругом связей и общения той или иной личности.
С воинским патриотизмом неразрывно связан воинский долг, которому в ценностном сознании будущего офицера принадлежит особое место и значение.
Воинский долг это чувственная внутренняя и осознанная готовность воина выполнять поставленные перед ним задачи по защите Родины.
Чувство воинского патриотизма имманентно продуцирует чувство воинского долга.

Можно сказать, что чувство патриотизма есть единственное условие ясного осознания служебного долга воином.
Поэтому осознание 1Манько Ю.В.
Философско-социологический анализ духовного состояния личности.
Л.л1988.
С.
150.
[стр. 36]

переживаемая на уровне постоянной готовности к ее вооруженной защите и способности к самопожертвованию ради нее.
JI.H.
Толстой в севастопольских рассказах говорит о непоколебимой силе русских воинов защитников Севастополя, об их особом духе.
Побудительную причину этой духовной силы, на его взгляд, и составляет любовь к Родине.
Он пишет: «И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, любовь к Родине» [175].
Это чувство является наиболее властным.
Оно возвышает человеческий дух, придает ему целостность, устойчивость.
Этот гармоничный дух Л.Н.Толстой называет «спокойным» духом.
Люди с таким духом могут устойчиво переносить условия смертельной опасности.
Современная отечественная психология также утверждает, что важнейшим мотивом воинского героизма является чувство воинского патриотизма, а важнейшим мотивом воинской деятельности в целом мировоззрение личности воина [62].
Ценностные ориентации воина-патриота, составляя ядро его мировоззрения, подавляют чувство страха, боль от ранения, мысли о смерти.
Устойчивые ценностные ориентации обусловливают психологическую готовность воина переносить тяготы воинской службы, обеспечивая высший уровень духовной надежности личности [119].
Практика ввузов показывает, что формирование воинского патриотизма не исключает внешнего воспитательного воздействия.
Особенно эти воздействия направлены на тех, кто не обладает этим качеством.
Для этого используются формы сознательного воздействия на личность курсанта, которые могут быть самыми разными: непосредственными и опосредованными, формальными и неформальными.
При этом цель процесса формирования заключается в содействии внутреннему духовном)^ развитию личности.
При формировании воинского патриотизма принимается во внимание, что армия является лишь одним из элементов целостной системы социальных факторов, воздействующих на духовный мир личности.
Ценностные ориентации будущих офицеров складываются (и уже сложились) под влиянием семьи,
36

[стр.,37]

дошкольных учреждений, школ и техникумов, трудовых коллективов.
С раннего детства юноша испытывает мощное идеологическое воздействие средств массовой информации, воздействие искусства.
В конечном счете, степень развития ценностных ориентаций курсанта определяется общим уровнем развития общества, конкретным кругом связей и общения той или иной личности.
С воинским патриотизмом неразрывно связан воинский долг, которому в ценностном сознании будущего офицера принадлежит особое место и значение.
Воинский долг это чувственная внутренняя и осознанная готовность воина выполнять поставленные перед ним задачи по защите Родины.
Чувство воинского патриотизма имманентно продуцирует чувство воинского долга.

Д.Н.
Трескин писал, что чувство патриотизма есть единственное условие ясного осознания служебного долга воином [176].
Поэтому осознание своего воинского долга определяется сложившейся системой ценностных ориентаций и представляет собой свободный внутренний выбор.
Это личное принятие на себя определенных обязанностей по отношению к обществу и к самому себе.
Воинский долг, в сущности своей, выступает не столько как общественная норма, а как личностный идеал.
В нем органически объединяются личностные стремления, желания и общественные требования.
В развитии личности курсанта чувство воинского долга формируется как сложный и противоречивый процесс единства личного и общественного.
Постижение должного осуществляется как в форме чувственно-эмоционального отношения, так и рациональными средствами.
Единство осознания своего воинского долга и чувство долга отражают в сознании личности общественные требования как свои собственные.
Чувство воинского долга свидетельствует об отношении личности курсанта к защите Родины, как лично значимой цели и главной задачи жизни.
Авторы книги «Человек в современной войне» пишут: «Выполнение воинского долга является прекрасной школой формирования нужных моральных качеств и черт, прежде всего мужества, стойкости, дисциплинированности, 37

[Back]