42 писал: «Честь это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственности жизни, доведенные до крайней степени чистоты и до величайшей страстности»1. Чувство воинской чести способствует формированию у курсантов таких качеств как самоуважение, самостоятельность, принципиальность, дисциплинированность. Важнейшей ценностной ориентацией курсанта является воинская дисциплина. Особенность воинской дисциплины состоит в том, что это такое нравственное качество личности воина, которое характеризуется его способностью управлять своей волей в соответствии с нормами, установленными воинскими законами на основе осознания воинского долга, воинской чести и личной ответственности за защиту своей Родины. Воинская дисциплина означает беспрекословное, точное и быстрое выполнение военнослужащим приказов и распоряжений. Различают внешнюю дисциплину, основанную на страхе, на необходимости выполнения ряда норм и установленного этикета и дисциплину внутреннюю, основанную на убеждении, совести, чувстве долга. Развитые ценностные ориентации предполагают постоянную внутреннюю самодисциплину, выдержку и устойчивость. Они являются как бы стабилизатором поведения личности и означают постоянную работу, постоянную борьбу с самим собой. Личность курсанта, как и личность вообще, творится в процессе длительной работы над самим собой. И здесь нужна дисциплина. Ф.М. Достоевский отмечал: «...Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. ...Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться л наш гражданин» . Продолжая слова великого мыслителя, надо сказать, что 1Виньи А. Неволие и величие солдата. Л., 1968. С. 134. 2Достоевский Ф.М. Искания и размышления. М., 1983. С.369. |
только унижает человека, не только бесчестит, но и изнутри разрушает духовные устои личности. В русской армии издавна особое значение придавалось честному слову офицера, которое было гарантией выполнения взятых обязательств. Честь является тем стержнем, который позволяет сохранить свое «я» в любых обстоятельствах, соблюдать достоинство, не пресмыкаться перед начальством. Быть «невольником чести» это значит быть в высшей степени свободным и независимым. Известный французский писатель А. Виньи писал: «Честь это совесть, но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственности жизни, доведенные до крайней степени чистоты и до величайшей страстности» [28]. Чувство воинской чести способствует формированию у курсантов таких качеств как самоуважение, самостоятельность, принципиальность, дисциплинированность. Важнейшей ценностной ориентацией курсанта является воинская дисциплина. Особенность воинской дисциплины состоит в том, что это такое нравственное качество личности воина, которое характеризуется его способностью управлять своей волей в соответствии с нормами, установленными воинскими законами на основе осознания воинского долга, воинской чести и личной ответственности за защиту своей Родины. Воинская дисциплина означает беспрекословное, точное и быстрое выполнение военнослужащим приказов и распоряжений. Различают внешнюю дисциплину, основанную на страхе, на необходимости выполнения ряда норм и установленного этикета и дисциплину внутреннюю, основанную на убеждении, совести, чувстве долга. Развитые ценностные ориентации предполагают постоянную внутреннюю самодисциплину, выдержку и устойчивость. Они являются как бы стабилизатором поведения личности и означают постоянную работу, постоянную борьбу с самим собой. Личность курсанта, как и личность вообще, творится в процессе длитель39 ной работы над самим собой. И здесь нужна дисциплина. Ф.М. Достоевский отмечал: «...Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. ...Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин» [59]. Продолжая слова великого мыслителя, надо сказать, что эта неустанная дисциплина над самим собой и является необходимым условием формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов. у Высшим проявлением воинской дисциплины является самодисциплина как проявление созидающей воли. Она характеризует такой уровень нравственного сознания, при котором внутренние личностные ценности организуют направленность и действия личности в соответствии с необходимыми общественными требованиями. Выделяют различные виды самодисциплины. Например, такие как: нравственный самоконтроль, нравственную самооценку, нравственное самообладание, нравственную самоотверженность [35]. Воспитание самодисциплины означает формирование у будущих офицеров принципиальности, активности, инициативы, т.е. развитие ряда важнейших качеств личности. Воинская дисциплина означает не подавление офицера, не превращение его в безликого робота, а напротив, в качестве самодисциплины позволяет ему самораскрыться, проверить себя на прочность. «Одна из настоятельнейших потребностей человека, писал Л.Н. Толстой, равная, даже более настоятельная, чем еда, питье, похоть, и про существование которой мы часто забываем, это потребность проявить себя знать, что это сделал я. Очень много поступков, иначе непонятых, объясняются этой потребностью. Надо помнить ее и при воспитании, и имея дело с людьми» [174]. Поэтому формирование ценностных ориентаций у курсантов предусматривает создание возможности для проявления ими самостоятельности, инициативы, творчества. Практика процесса формирования ценностных ориентаций показывает, что основной смысл учебно-воспитательной работы с курсантами должен состоять в том, чтобы индивид сформировал свои собственные ценностные ори40 |