43 эта неустанная дисциплина над самим собой и является необходимым условием формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов. Высшим проявлением воинской дисциплины является самодисциплина как проявление созидающей воли. Она характеризует такой уровень нравственного сознания, при котором внутренние личностные ценности организуют направленность и действия личности в соответствии с необходимыми общественными требованиями. Выделяют различные виды самодисциплины. Например, такие как: нравственный самоконтроль, нравственную самооценку, нравственное самообладание, нравственную самоотверженность. Воспитание самодисциплины означает формирование у будущих офицеров принципиальности, активности, инициативы, т.е. развитие ряда важнейших качеств личности. Воинская дисциплина означает не подавление офицера, не превращение его в безликого робота, а, напротив, в качестве самодисциплины позволяет ему самораскрыться, проверить себя на прочность. «Одна из настоятельнейших потребностей человека, писал Л.Н. Толстой, равная, даже более настоятельная, чем еда, питье, похоть, и про существование которой мы часто забываем, это потребность проявить себя знать, что это сделал я. Очень много поступков, иначе непонятых, объясняются этой потребностью. Надо помнить ее и при воспитании, и имея дело с людьми»1. Поэтому формирование ценностных ориентаций у курсантов предусматривает создание возможности для проявления ими самостоятельности, инициативы, творчества. Практика процесса формирования ценностных ориентаций показывает, что основной смысл учебно-воспитательной работы с курсантами должен состоять в том, чтобы индивид сформировал свои собственные ценностные ориентации, соответствующие требованиям общества и задачам его профессиональной деятельности. А для этого создаются такие особые ' Толстой Л.Н. Дневник 1898г.//Полн. собр. соч.: В 90 т.-М ., 1953.-Т . 53.-С . 192. |
ной работы над самим собой. И здесь нужна дисциплина. Ф.М. Достоевский отмечал: «...Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. ...Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин» [59]. Продолжая слова великого мыслителя, надо сказать, что эта неустанная дисциплина над самим собой и является необходимым условием формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов. у Высшим проявлением воинской дисциплины является самодисциплина как проявление созидающей воли. Она характеризует такой уровень нравственного сознания, при котором внутренние личностные ценности организуют направленность и действия личности в соответствии с необходимыми общественными требованиями. Выделяют различные виды самодисциплины. Например, такие как: нравственный самоконтроль, нравственную самооценку, нравственное самообладание, нравственную самоотверженность [35]. Воспитание самодисциплины означает формирование у будущих офицеров принципиальности, активности, инициативы, т.е. развитие ряда важнейших качеств личности. Воинская дисциплина означает не подавление офицера, не превращение его в безликого робота, а напротив, в качестве самодисциплины позволяет ему самораскрыться, проверить себя на прочность. «Одна из настоятельнейших потребностей человека, писал Л.Н. Толстой, равная, даже более настоятельная, чем еда, питье, похоть, и про существование которой мы часто забываем, это потребность проявить себя знать, что это сделал я. Очень много поступков, иначе непонятых, объясняются этой потребностью. Надо помнить ее и при воспитании, и имея дело с людьми» [174]. Поэтому формирование ценностных ориентаций у курсантов предусматривает создание возможности для проявления ими самостоятельности, инициативы, творчества. Практика процесса формирования ценностных ориентаций показывает, что основной смысл учебно-воспитательной работы с курсантами должен состоять в том, чтобы индивид сформировал свои собственные ценностные ори40 Г'ОСУП*« 41 ' \\ Т ,Ы С Ш ? 1 I ентации, соответствующие требованиям общества и задачам его профессиональной деятельности. А для этого создаются такие особые условия, чтобы действия и поступки будущих офицеров, межличностные отношения между ними давали необходимый им духовный опыт, соответствующий общественному идеалу и требованиям армейской жизни. В системе ценностных ориентаций курсантов особая роль принадлежит эстетическим ценностям поскольку они обусловливают интегральногармоническую целостность ценностного сознания [58]. Эстетические ценности, и, прежде всего, красота как высшая ценность, по своему содержанию являются безусловными и бескорыстными. Поэтому формирование эстетических свойств личности курсанта является не самоцелью, а средством в становлении высоких профессиональных качеств. Офицера, как профессионального военного, должны отличать высокий уровень эстетического воспитания, умение ценить, творить и беречь красоту. Эстетически воспитанный офицер это человек, глубоко осознающий красоту, величие и социальную значимость военной службы. В.П. Кобляков пишет: «Ни одно из воспитательных средств не может привести к созданию цельных, гармоничных людей, если среда обитания человека, образ жизни общества не являются достаточно гармоничными и приспособленными к целям всестороннего и гармонического развития личности» [92]. Таким образом, рассмотрев сущность ценностных ориентаций курсантов и проблемы их формирования можно сделать следующие выводы. Ценностные ориентации образуют содержательную сторону направленности личности и выражает основу ее отношений к действительности. Под ценностями понимается все значимое для человека, в том числе материальные и духовные предметы и явления, которые данный субъект положительно оценивает, избирает и использует в своем личностном развитии и жизнедеятельности. |