46 прежде всего под влиянием самого образа жизни людей...Однако вместе с воздействием объективных и социальных условий формирование предполагает и целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора»1. Важнейшие методологические предпосылки, позволяющие определить сущность процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов различными средствами культуры, содержатся в трудах ведущих отечественных ученых. По утверждению H.H. Леонтьева, «движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания»2. Поскольку воспитание осуществляется в рамках определенного государства, оно носит детерминистский характер и определяется потребностями общества, тенденциями его развития. Формирование ценностных ориентаций личности происходит под влиянием общественных воздействий. По утверждениям Д.С. Лихачева, П.Л. Капицы, с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек. Он обладает богатыми природными возможностями, позволяющими ему изменять и улучшать свои личностные качества и окружающую действительность. Важное методологическое значение имеет положение о том, что подлинная наука, отражая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить общественному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества3. Принцип деятельности, разработанный в отечественной психологопедагогической науке4, позволяет считать, что развитие обучаемых будет происходить лишь на основе усвоения богатого социального опыта, которое 1Глезерман Г.Е. Формирование, воспитание, самовоспитание личности//Вопросы философии. !986. №4. -С.28. 2Леонтьев H.H. Человек и культура. М., 1961. С. 15. 3Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. С.21. 4Леонтьев А.Н, Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 240с. |
и форм его реализации, управления, видов контроля, результатов образовательной деятельности, технологии процесса формирования, результата данного процесса. Научный анализ понятийно-категорийного аппарата, раскрытый в первом параграфе данной главы, свидетельствует, что основой формирования ценностных ориентаций у курсантов является объективный процесс усвоения ими социально значимых ценностей и превращения этих ценностей в содержательные элементы юс ценностных представлений.. Само слово «формирование» обычно употребляется для обозначения порождения, придания каким-либо явлениям определенной формы, законченности[136]. Формирование применительно к воспитанию человека это наиболее широкое и всеобъемлющее понятие. «Это процесс, происходящий прежде всего под влиянием самого образа жизни лю дей...Однако вместе с воздействием объективных и социальных условий формирование предполагает и целенаправленное воспитание и самовоспитание под влиянием субъективного фактора» [42]. Формирование ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры имеет определенный смысл и свои характерные черты. Pix определяет сочетание понятий «ценностные ориентации» и «средства художественной культуры». Это сочетание в исследовании ставится в центре проблемного поля, и позволяет охарактеризовать формирование ценностных ориентаций у курсантов средствами художественной культуры как один из путей нравственного и эстетического воспитания будущих офицеров в современных условиях. Важнейшие методологические предпосылки, позволяющие определить сущность процесса формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов средствами художественной культуры, содержатся в трудах ведущих отечественных ученых. По утверждению H.H. Леонтьева «движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой 68 культуры, без воспитания»[113]. Поскольку воспитание осуществляется в рамках определенного государства, оно носит детерминистский характер и определяется потребностями общества, тенденциями его развития. Формирование ценностных ориентаций личности происходит под влиянием общественных воздействий. По утверждениям Д.С. Лихачева, П.Л. Капицы, с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек. Он обладает богатыми природными возможностями, позволяющими ему изменять и улучшать свои личностные качества и окружающую действительность. Важное методологическое значение имеет положение о том, что подлинная наука, отражая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить общественному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества[189]. Принцип деятельности, разработанный в отечественной психологопедагогической науке [111], позволяет считать, что развитие обучаемых будет происходить лишь на основе усвоения богатого социального опыта, которое осуществляется посредством активной деятельности самих обучаемых. При этом преподаватель призван организовывать и направлять указанную деятельность обучаемых, достигая тем самым поставленных целей обучения, воспитания и развития личности.[5, с.9] Проведенный анализ более 70 трудов отечественных и зарубежных педагогов, практической педагогической деятельности субъектов учебновоспитательного процесса в ввузах, результатов специальных опросов позволил определить процесс формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов средствами художественной культуры как целенаправленный педагогический процесс воздействия средствами художественной культуры на ценностно-ориентационную сферу личности курсантов в целях формирования у них социально значимых мировоззренческих установок и устремлений и успешного освоения ими профессии офицера. 69 |