49 его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий»1. Культурологический подход вооружает педагога инструментарием конкретно-исторического анализа педагогических явлений, как в прошлом, так и в современности. Следовательно, выделение культурологического аспекта в воспитании курсантов вузов является принципиально важным. В средствах культуры должны найти отражение отечественные ценности, профессиональная культура, мораль, воинская этика. Мировоззренческие позиции личности (в нашем случае курсанта) всегда опираются на принятую ей в данный период времени систему ценностей и норм. Это связано с тем, что каждая историческая эпоха имеет свои цели, задачи, ценности, идеалы и традиции в обучении и воспитании, свой вариант многогранного процесса, свою систему образования и воспитания. Анализ педагогического процесса помогает представить себе и понять сущность его в реальности конкретно-исторических событий с целью более детального осмысления решения этой проблемы и обеспечения преемственности богатейшего педагогического наследия. Исторический анализ военного образования убедительно подтвердил, что главным звеном в цепи нерешенных проблем являются опыт и традиции подготовки офицерских кадров в России в XVII1-начале XX в. Проблемы ценностей военной службы, ценностных ориентаций слушателей военно-учебных заведений, а также обучения и воспитания в российской армии за период XVIII-XX вв. находят отражение в трудах ученых: И.А. Алехина, С.В. Бордунова, Д.И. Земсков, Е.С. Иванова, А.И. Каменева, С.В. Литвиненко, В.Е. Кучерова, A.C. Сушанского, Л.Н. Ховриной, А.П. Шарухина и др. В данных исследованиях культура офицера рассматривается не просто 1Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11-ти т.-Т .8. М., 1948-1952. С. 18. 2Алехин И.А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII начала XX века. Автореф. дисс. ...д-ра пед. наук. М., 2004. 48с. |
туации; самовоспитание, а также качества нравственного сознания личности, ее ценностные ориентации и волевые качества. Важную роль в формировании ценностных ориентаций у курсантов ввузов принадлежит социальной среде окружающим их условиям жизни. Данный процесс выступает как социально-культурологическое явление, которое определяется духовным климатом общества, его идеалами, ценностными установками, традициями. «Столь же сильными, отмечает К.Д. Ушинский, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями... являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий»[182]. Принципиально важным является подход к формированию ценностных ориентаций у курсантов с использованием средств художественной культуры, в том числе, с позиции культурологической. Культурологический подход предполагает необходимость сочетания национальных традиций народов России с ценностями мировой культуры, заимствование которых происходит на основе идеала. Вместе с тем этот подход подразумевает необходимость в осмыслении отечественных традиций воспитания с точки зрения их ценностных оснований, значимости их для личностного сознания. Культурологический подход вооружает педагога инструментарием конкретно-исторического анализа педагогических явлений, как в прошлом, так и в современности. Следовательно, выделение культурологического аспекта в воспитании курсантов ввузов является принципиально важным. В средствах культуры должны найти отражение отечественные ценности, профессиональная культура, мораль, воинская этика. Мировоззренческие позиции личности (в нашем случае курсанта) всегда опираются на принятую ей в данный период времени систему ценностей и норм. Это связано с тем, что каждая историческая эпоха имеет свои цели, задачи, ценности, идеалы и традиции в обучении и воспитании, свой вариант многогранного процесса, свою систему образования и воспитания. Анализ педаго71 гического процесса помогает представить себе и понять сущность его в реальности конкретно-исторических событий с целыо более детального осмысления решения этой проблемы и обеспечения преемственности богатейшего педагогического наследия. Исторический анализ военного образования убедительно подтвердил, что главным звеном в цепи нерешенных проблем являются опыт и традиции подготовки офицерских кадров в России в XVIII-начале XX в. Проблемы ценностей военной службы, ценностных ориентаций слушателей военно-учебных заведений, а также обучения и воспитания в российской армии за период XVIII-XX вв. находят отражение в трудах ученых: С.В. Бордунова, Е.С. Иванова, А.И. Каменева, В.Е. Кучерова, A.C. Сушанского, JI.H. Ховриной и др. [23, 108, 190]. В данных исследованиях культура офицера рассматривается не просто как сумма знаний и навыков, а как интегральная характеристика его личности. Она неотделима от его ценностных ориентаций и слита с такими качествами как честь, достоинство, дисциплинированность и др. Критическая оценка исторического опыта обучения и воспитания военных кадров и определение на этой основе правильных ориентиров в настоящем и будущем, предстают действенным средством для обеспечения преемственности лучших традиций в формировании духовно-нравственной сферы, общей и профессиональной культуры современного офицерского корпуса. В современной военной печати отмечается, что «настало время вернуться к традициям старой российской военной школы, которая во главу угла ставила нравственное воспитание офицера, формирование его личности, общей и профессиональной культуры»[125]. В результате проведенного исследования выявлено, что процессу формирования ценностных ориентаций у курсантов ввузов присущи внутренние и внешние противоречия, выступающие источником развития личности. К основным внутренним противоречиям следует отнести противоречия между 72 |