54 деятельности вузов, результаты опроса и анкетирования в экспериментальных вузах позволили определить особенности психологического механизма формирования ценностных ориентаций у курсантов, которые можно представить в виде трех взаимосвязанных стадий. На первой стадии происходит осознание тех или иных ценностей и образования на этой основе определенных ценностных представлений, исходным «строительным материалом» которых является собственный индивидуальный опыт курсанта. Это связано с рядом обстоятельств его жизнедеятельности, среди которых важно иметь в виду следующее. Во-первых, формирование личности, а следовательно, и ценностных ориентаций осуществляется на протяжении всей жизни человека и протекает с различной интенсивностью в зависимости от его возраста, но наиболее интенсивно в период юности, то есть в 16-20 лет. Именно в эти годы в сознании индивида происходит своеобразная «переоценка ценностей», формируется критическое отношение к «сущему», возникают сомнения в правильности тех идеалов, которым он до этого подчинялся. Поэтому собственный опыт жизнедеятельности и выступает здесь важным источником «строительного материала» ценностных ориентаций. Во-вторых, период юности это период включения человека в новую для него сферу социальной жизни, каковой является учеба в высшем учебном заведении. Здесь его личный опыт играет решающую роль в осознании ее ценностных характеристик. Но, как подчеркивает В. Сагатовский, личный индивидуальный опыт характеризует такой уровень жизнедеятельности человека, при котором ценностные представления тесно связаны с удовлетворением, прежде всего, жизненно необходимых материальных и самых элементарных духовных потребностей1. Ценностные представления первой стадии усвоения ценностей имеют 1Сагатовский В.Н. Социалистический образ жизни и активная жизненная позиция личности. М.: Мысль, 1982. |
Научный анализ, проведенный во втором параграфе данной главы, показал, что средства художественной культуры выступают своеобразным фактором, оказывающим воздействие на формирование ценностных ориентаций у курсантов. Это воздействие можно назвать воспитательным при условии целенаправленного восприятия курсантами произведений художественной культуры. В этом случае средства художественной культуры становятся педагогическими средствами. Целенаправленное наблюдение за жизнедеятельностью курсантов и регулярные беседы с ними подтвердили научное положение о том, что реальное поведение курсанта в значительной мере определяют индивидуальнопсихологические качества личности, особенности восприятия курсантом произведений художественной культуры как части социальной среды. Все дело в том, что восприятие произведений художественной культуры как педагогического средства приобретает целенаправленность как в рамках процесса воспитания, так и в ходе самовоспитания, самосовершенствования. Проведенный анализ документальных источников, практической деятельности ввузов, результаты опроса и анкетирования в экспериментальных ввузах позволили определить особенности психологического механизма формирования ценностных ориентаций у курсантов, которые можно представить в виде трех взаимосвязанных стадий. На первой стадии происходит осознание тех или иных ценностей и образования на этой основе определенных ценностных представлений, исходным «строительным материалом» которых является собственный индивидуальный опыт курсанта. Это связано с рядом обстоятельств его жизнедеятельности, среди которых важно иметь в виду следующее. Во-первых, формирование личности, а, следовательно, и ценностных ориентаций осуществляется на протяжении всей жизни человека и протекает с различной интенсивностью в зависимости от его возраста, но наиболее интенсивно в период юности, то есть в 16-20 лет. Именно в эти годы в сознании индивида происходит своеобразная «переоценка ценностей», формируется крити77 ческое отношение к «сущему», возникают сомнения в правильности тех идеалов, которым он до этого подчинялся. Поэтому собственный опыт жизнедеятельности и выступает здесь важным источником «строительного материала» ценностных ориентаций. Во-вторых, период юности это период включения человека в новую для него сферу социальной жизни, каковой является учеба в высшем учебном заведении. Здесь его личный опыт играет решающую роль в осознании ее ценностных характеристик. Но, как подчеркивает В. Сагатовский, личный индивидуальный опыт характеризует такой уровень жизнедеятельности человека, при котором ценностные представления тесно связаны с удовлетворением прежде всего жизненно необходимых материальных и самых элементарных духовных потребностей [154, с.63]. Ценностные представления первой стадии усвоения ценностей имеют эмпирический характер, то есть существуют на обыденно житейском уровне сознания курсанта. Опираясь на эти представления, он, как правило, не в состоянии рационально объяснить содержание принятых им ценностей и некритично и легко усваивает те из них, в которых фиксируются соответствующие его материальным потребностям возможности их реализации. Поэтому, одной из характеристик ценностных ориентаций курсантов является их определенная непоследовательность в оценке многих аспектов своей жизни. Более того, столкнувшись со сложной ситуацией, молодой человек, имеющий лишь смутные ценностные представления, как правило, не может в ней разобраться, выбрать правильную форму поведения, а некоторые требования кажутся ему порой формальными. Важная черта эмпирических ценностных представлений заключается также и в том, что их образование не имеет отчетливо выраженных признаков целенаправленного регулятивного процесса и во многом может протекать стихийно. Как верно пишет Л.П. Буева, «мы не можем исключить предметную среду из условий формирования человека, потому что при такой трактовке 78 152. Рыбчинчук A.C. Педагогические основы патриотического воспитания молодых офицеров: Д и с .... канд. пед. наук. М.: ВУ, 2 0 0 0 .-2 5 8 с.; 153. Савкин Н.С. Формирование ценностных ориентаций личности//Формирование личности в развитом социалистическом обществе. Саранск, 1978.154 с. 154. Сагатовский В.Н. Социалистический образ жизни и активная жизненная позиция личности. М.: Мысль, 1982. 155. Самусь В.Н. Во славу Отечества (история, традиции отечественного офицерства). —Кстово, 1992. —276 с. 156. Сапунов Б.М. Эстетика военной службы. —М.: Воениздат, 1968. 157. Сборник категорий, понятий и терминов по военной педагогике и педагогике высшей военной школы. М.: ВПА, 1990. 63 с. 158. Семенов В.Е. Ценностные ориентации и морально-психологический климат общества//Вестник СПб. ун-та, сер. 6, вып. 2, 1993. С. 43-49. 159. Семенов B.C. Личность и культура в современном мире. М., 1987. С. 131-145. 160. Семенов Г.В. Социалистическая система ценностей и повседневная культура//Социологические исследования. -1981 №2. С. 20-26. 161. Серебрякова И.В. Военно-патриотическая тема в авторской песне. М.: ВПА, 1 9 8 9 .-2 8 с. 162. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л., 1990. 163. Славинский Ю.В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции воина социалистической армии. —М.: ВПА, 1981. 164. Собкин B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: ИРЛ РАО, 1997. 165. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. 84 с. 166. Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. 227 с. 196 |