Проверяемый текст
Ковыляев, Константин Николаевич; Формирование ценностных ориентаций у курсантов высших военно-учебных заведений средствами художественной культуры (Диссертация 2003)
[стр. 55]

55 эмпирический характер, то есть существуют на обыденно житейском уровне сознания курсанта.
Опираясь на эти представления, он, как правило, не в состоянии рационально объяснить содержание принятых им ценностей и некритично и легко усваивает те из них, в которых фиксируются соответствующие его материальным потребностям возможности их реализации.
Поэтому одной из характеристик ценностных ориентаций курсантов является их определенная непоследовательность в оценке многих аспектов своей жизни.
Более того, столкнувшись со сложной ситуацией, молодой человек, имеющий лишь смутные ценностные представления, как правило, не может в ней разобраться, выбрать правильную форму поведения, а некоторые требования кажутся ему порой формальными.

Следует учитывать и то, что образование эмпирических ценностных представлений курсанта начинается с формирования внутренних устремлений к учебе в высшем учебном заведении, которые возникли у него задолго до включения в эти виды деятельности на основе чтения художественной литературы, просмотра кинокартин, разговоров со старшими.
Образование эмпирических ценностных представлений, в сущности, является процессом сравнения, обобщения, «перелива» новых (эмпирических) со старыми (первоначальными) ценностями.
Это может привести или к возникновению положительных взглядов на ценности окружающего мира или к появлению у курсантов скептицизма, пренебрежения к установленному порядку, к распоряжениям старших, а иногда и к серьезным социальным проступкам.

Особенность второй стадии усвоения ценностей заключается в том, что оно обретает отчетливо выраженные черты целенаправленного, регулятивного процесса.
Формирование ценностных ориентаций осуществляется здесь не только через образование целостных функциональных единиц эмпирических ценностных представлений, но и коммуникативным путем через средства массовой информации, а также
[стр. 78]

ческое отношение к «сущему», возникают сомнения в правильности тех идеалов, которым он до этого подчинялся.
Поэтому собственный опыт жизнедеятельности и выступает здесь важным источником «строительного материала» ценностных ориентаций.
Во-вторых, период юности это период включения человека в новую для него сферу социальной жизни, каковой является учеба в высшем учебном заведении.
Здесь его личный опыт играет решающую роль в осознании ее ценностных характеристик.
Но, как подчеркивает В.
Сагатовский, личный индивидуальный опыт характеризует такой уровень жизнедеятельности человека, при котором ценностные представления тесно связаны с удовлетворением прежде всего жизненно необходимых материальных и самых элементарных духовных потребностей [154, с.63].
Ценностные представления первой стадии усвоения ценностей имеют эмпирический характер, то есть существуют на обыденно житейском уровне сознания курсанта.
Опираясь на эти представления, он, как правило, не в состоянии рационально объяснить содержание принятых им ценностей и некритично и легко усваивает те из них, в которых фиксируются соответствующие его материальным потребностям возможности их реализации.
Поэтому, одной из характеристик ценностных ориентаций курсантов является их определенная непоследовательность в оценке многих аспектов своей жизни.
Более того, столкнувшись со сложной ситуацией, молодой человек, имеющий лишь смутные ценностные представления, как правило, не может в ней разобраться, выбрать правильную форму поведения, а некоторые требования кажутся ему порой формальными.

Важная черта эмпирических ценностных представлений заключается также и в том, что их образование не имеет отчетливо выраженных признаков целенаправленного регулятивного процесса и во многом может протекать стихийно.
Как верно пишет Л.П.
Буева, «мы не можем исключить предметную среду из условий формирования человека, потому что при такой трактовке 78

[стр.,79]

снимается проблема материалистической детерминации поведения человека» [25, с.65].
Следует учитывать и то, что образование эмпирических ценностных представлений курсанта начинается с формирования внутренних устремлений к учебе в высшем учебном заведении, которые возникли у него задолго до включения в эти виды деятельности на основе чтения художественной литературы, просмотра кинокартин, разговоров со старшими.
Образование эмпирических ценностных представлений в сущности является процессом сравнения, обобщения, «перелива» новых (эмпирических) со старыми (первоначальными) ценностями.
Это может привести или к возникновению положительных взглядов на ценности окружающего мира или к появлению у курсантов скептицизма, пренебрежения к установленному порядку, к распоряжениям старших, а иногда и к серьезным социальным проступкам.

Специфика второй стадии усвоения ценностей заключается в том, что оно обретает отчетливо выраженные черты целенаправленного, регулятивного процесса.
Формирование ценностных ориентаций осуществляется здесь не только через образование целостных функциональных единиц эмпирических ценностных представлений, но и коммуникативным путем через средства массовой информации, а также
каналы прямого идейно-воспитательного воздействия.
Можно предположить, что курсант формирует содержание своих ценностных ориентаций, обобщая собственный ролевой опыт.
Но с равным основанием можно заключить, что он формирует содержание своих ценностных ориентаций путем косвенного опыта, через систему «книжных» знаний и систему массовой информации, получая это знание в готовом и уже обобщенном культурном виде.
На третьей стадии большое влияние на формирование ценностных ориентаций у курсантов оказывают каналы прямого воспитательного воздействия.
Сами по себе, автоматически ценности реального образа жизни еще не обеспечивают формирование ориентаций, а только создают возможности такого фор79

[Back]